14.11.2014

Российская историческая живопись


российская историческая живопись

Историческая живопись в России появилась во второй половине 18 века и практически сразу заняла ведущее место. Основоположником российской исторической живописи считают А. П. Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» представляет сюжет из древнерусской истории как сцену из театральной постановки: позы и жесты героев патетичны и выразительны. Принципов классицистической исторической картины придерживались и последователи Лосенко: И.А. Акимов, П.И. Соколов и Г.И. Угрюмов. В их картинах присутствуют приёмы театрализации: сценичность в распределении света пространства, преувеличенная экспрессия жестов.

историческая живопись в россии

В начале 19 века в исторической живописи господствовали представители академизма: А.Е. Егоров («Истязание Спасителя»), А.И. Иванов. Именно в этот период были созданы три знаменитые исторические картины: «Явление Христа народу» А. Иванова, «Медный змий» Ф. Бруни «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Живописцев привлекают сложные моменты в человеческой судьбе. Иванов обращается к новозаветной теме, началу новой эры, к рождению нового времени и нового мира, который принесет Спаситель. У Брюллова извержение вулкана символизирует гибель античной цивилизации, об этой картине мы рассказывали отдельно На картине Бруни люди, которые вызвали гнев божий, показаны на пороге жизни и смерти; их движения, жесты, позы напоминают приёмы, которые использовал Брюлловым в «Последнем дне Помпеи».

историческая живопись в живописи

Во второй половине 19 века становятся популярны картины, которые изображают события из русской истории. Художники изучают документальные свидетельства прошедших эпох, предметы материальной культуры, памятники искусства. Особый отпечаток на историческую живопись накладывает развитие портретного жанра — это приводит к усилению психологизма в исторических картинах, например картина И. Репина «Царевна Софья Алексеевна…». Отдельного упоминания заслуживают масштабные эпические полотна В.И, Сурикова, на которых он изображает яркие национальные характеры. В своей живописной трилогии он воссоздает трагедию русской истории. В этот же период происходит развитие историко-бытового жанра живописи. Его представители пытались погрузить зрителя в ежедневный быт прошедших времен, максимально достоверно изобразить костюмы, предметы обстановки и так далее. Это направление развивается в творчестве С. В. Иванова («Приезд иностранцев»), К.Е. Маковского («Боярский свадебный пир», «Из быта русских бояр конца»), А.П. Рябушкина. В советское время многие живописцы стали обращаться к исторической живописи в его героическом воплощении («Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова, «Русь уходящая», «Александр Невский»  П.Д. Корина). В середине 20 века советские художники, обращаясь к историческому жанру, стали возрождать традиции академической живописи.

историческая живопись в россии

историческая живопись в россии

историческая живопись в россии

историческая живопись в россии

назад к списку новостей »