Историческая живопись в Европе
Историческая живопись — это один из самых развитых жанров живописи, который направлен на изображение событий прошлого, важных для конкретногонарода или человечества. Художник оценивает историческое событие, выражает свое отношение к нему в соответствии с эстетическими, философскими и этическими принципами своего времени. Поэтому, любая историческая картина все равно обращена к настоящему. По сложившейся традиции, к исторической живописи также относятся картины на мифологические, евангельские и библейские сюжеты.
Возникновение исторической живописи в Европе связывают с эпохой Возрождения, когда у художников стал проявляться интерес к античной культуре. Так, А. Мантенья создает цикл работ «Триумф Цезаря», который посвящен победам полководца. Рафаэль при росписи Ватикана рисует фреску «Афинская школа», на которой изображает спор Платона и Сократа. А Пьеро делла Франческа создает фреску «Победа императора Константина...». П. Уччелло представляет важную для Флоренции победу в триптихе «Битва при Сан-Романо». В 17 веке историческая живопись развивается в рамках классицизма и барокко. Патетика, мощь, бурная динамика, чрезмерная аллегоричность образов и форм характерна для творчества голландского художника Рубенса («Похищение дочерей Левкиппа», «Битва греков с амазонками»). Другой нидерландский живописец Рембрандт, часто обращался к библейской тематике, заставляя зрителя задуматься о судьбе человечества и воссоздавая духовное пространство истории («Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына»). Испанский художник Веласкес создаёт прекрасный образец исторической живописи — картину «Сдача Бреды». Родоначальник французского классицизма Н. Пуссен также был историческим живописцем. В своем творчестве он старался ориентироваться на античное искусство и работы мастеров эпохи Возрождения: «Похищение сабинянок», «Смерть Германика».
Классицистическая традиция исторической живописи находит отражение и в творчестве Ж. Давида. Он пытается найти в истории примеры подвигов и образцы для подражания потомков, например полотно «Клятва Горациев». Интересна картина «Смерть Марата», в которой современное для художника событие при помощи строгого лаконизма и отказа от повествовательных подробностей, приобретает исторический масштаб и трагическое звучание. В эпоху романтизма живописцы начинают обращаться к драматическим событиям, которые позволяют персонажам наиболее ярко проявить человеческие качества, а зрителя заставляют сопереживать героям картины («Плот “Медузы» Т.Жерико, «Резня на острове Хиос» Делакруа). Во второй половине 19 столетия многие художники стали стремиться к реалистической трактовке событий. Например, А. Менцель создает цикл из 11 полотен, которые представляют эпоху правления Фридриха Великого.