14.11.2014

В лодке картина Э. Мане и К. Коровина


Картины, посвященные погружению человека в мир природы, достаточно часто встречаются у художников-импрессионистов. Особенно популярны были сюжеты отдыха на воде. Именно этому посвящена картина Константина Коровина «В лодке», которую он написал летом 1888 года, когда гостил в деревне Жуковка, расположенной у Клязьмы, у своего друга и учителя Василия Поленова. Здесь же им было создано несколько других картин, например, «Настурции» и «За чайным столом». На картине Коровин изобразил себя самого и сестру жены Поленова, художницу Марию Якунчикову. Кроме того, имеются сведения, что для картины позировал сам Поленов и Вера Якунчикова.

в лодке

Полотно имеет вертикальный формат, что позволяет представить вид сверху, а сама лодка располагается по диагонали, причем ее ближняя часть оказывается за пределами картины. Персонажи статичны и размещены на главных диагоналях полотна. Читающий мужчина написан в нейтральных тонах, а вот фигура женщины наоборот выделена светлым и является центром картины. Интересно, что за четырнадцать лет до Коровина, картину с аналогичным названием создал Эдуард Мане, французский художник-импрессионист. Он начал работу над полотном летом 1874 года в Женвилье, около Аржантея, где в то время жил Клод Моне с семьёй. Картина «В лодке» была представлена публике на Парижском салоне в 1879 году. Сюжет картины похож на работу Коровина: на полотне изображены мужчина и женщина, которые сидят в парусной лодке. Женщина полулежит, опираясь на край лодки, а мужчина сидит на месте рулевого у кормы и правит судном. Мане так выстроил композицию картины, что фигуры персонажей максимально приближены к зрителю, благодаря тому, что видна только задняя часть лодки, а передняя осталась за пределами картины. Таким образом, при просмотре картины создаётся впечатление, что он сам находится в лодке. За лодкой видна изумрудно-синяя вода, составляющая фон картины. Светлая цветовая гамма, выбранная художником, позволяет передать прозрачность и свежесть воздуха. Манера письма Мане позволяет передать движение на картине, не потеряв при этом ощущение единства людей и окружающей среды. Точно неизвестно кто позировал художнику. Некоторые исследователи считают, что в качестве рулевого художнику выступил шурин Мане Родольф Леенхофф, моделью для изображённой женщины стала первая жена художника, Камилла Донсье.

в лодке

назад к списку новостей »