14.11.2014

Автопортрет


статья про автопортрет

О том, что такое автопортретом, наверно, рассказывать не стоит. Стоит сказать, что для его создания художник обычно использует одно или несколько зеркал. Автопортрет — это монолог художника, он позволяет ему говорить со зрителем от первого лица, без посредников. Каноны живописи Средних веков и Древнего мира запрещали художникам изображать самих себя. Первые полноценные автопортреты появляются в эпоху Ренессанса. Именно в это время портрет становится самостоятельным жанром. Для живописи Раннего Возрождения характерно встраивание «скрытых автопортретов» в картины на библейские или мифологические темы (Мазаччо, С. Боттичелли, Д. Гирландайо). Обнаружить автора в пёстрой толпе людей, изображенных на картине, можно по пристальному взгляду на зрителя – он сам участник и свидетель события. В эпоху Высокого Возрождения автопортрет рассказывает об идеале гармоничной личности, таков «Автопортрет» Рафаэля (1510), или о безграничном могуществе мысли, как на «Автопортрете» Леонардо да Винчи.

автопортрет

Могучие, трагические, зыбкие, изменчивые образы характерны для автопортретов Позднего Возрождения: автопортрет Микеланджело на фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле, «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино. Также встречаются и откровенно эпатажные автопортреты, как «Медуза» Караваджо, где живописец придаёт свои черты отрубленной голове Медузы Горгоны. Художники Северного Возрождения часто зашифровывали автопортреты в свои картины. В самой известной работе Яна ван Эйка «Чета Арнольфини» фигура живописца чуть заметна в зеркале, которое висит на стене. Чуть ниже – подпись: «Здесь был ван Эйк». Немецкому художнику и графику А. Дюрер принадлежит одна из первых галерей автопортретов. В 17 веков происходит развитие автопортрета, и художники изображают себя за работой: «Аллегория живописи»  Яна Вермера. А в «Менинах» Веласкеса автопортрет становится полноценным гимном живописи. Более 100 автопортретов принадлежат кисти Рембрандта, для которого это было возможностью поговорить с самим собой. Желание познать человеческую душу от Рембрандта унаследовали и развили в своём творчестве мастера как европейского, так и российского романтизма (О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, Т. Жерико, Э.Делакруа). Практически все творчество П.А. Федотова пронизывает автопортретное начало. Во многих героях его картин можно узнать черты художника. В творчестве передвижников (В.Г. Перова, И.Н. Крамского) автопортреты настойчиво взывают к гражданской совести зрителя. На начало 20 века приходится время расцвета автопортрета. Полотна М.А. Врубеля, И.И. Машкова, К.С. Малевича, В.А. Серова, М.В. Нестерова отражают картину художественной жизни этой эпохи, драматические поиски нового языка живописи, который был бы созвучен эпохе. Достаточно оригинально выглядят автопортреты у мастеров магического реализма («Проницательность» Р. Магритт).

автопортрет

назад к списку новостей »