Символизм в живописи
Хотя символизм в живописи принято считать отдельным стилем, ни один искусствовед не сможет дать его четкое определение и загнать в четкие рамки. Вообще, когда говорят о символизме, то подразумевают направление в европейской философии и литературе, а в дальнейшем и в живописи, которое возникло на рубеже 19 и 20 веков. Но если быть более честным, истоки символизма стоит искать еще раньше, примерно в 13 веке. Именно на этот период пришелся расцвет Инквизиции, которая путем цензуры запрещала все неугодное Богу, точнее Церкви. Поэтому чтобы выразить свои мысли, художники прибегали к различным символам, истинный смысл которых был понятен только узкому кругу посвященных. А некоторые историки искусства уводят корни символизма еще дальше, и связывают его с иконописью. Однако, точно известно только дата возникновения термина — его ввел в оборот французский поэт Жан Мореас в 1886 году.
Вне зависимости от вида искусства, главная идея символизма состоит в том, что наш мир — всего лишь смутное отражение совершенно другого мира, но именно он является настоящим. Все, что происходит вокруг нас, символисты считали следствием невидимых и не понятных нам причин. Адепты символизма отрицали науку, были агностиками, и считали, что человеческий разум слишком часто ошибается, поэтому ему нельзя верить. Только краткий миг прозрения, который происходит во время творческого процесса, может ненадолго открыть темную завесу тайны над миром иллюзий. Именно поэтому символисты отводили особую роль творческим личностям.
Зародившийся во Франции символизм, в живописи так и не стал полноценным стилем, хотя бы потому, что не создал собственного художественного языка, а использовал уже существующие приемы: гротеск, осознанное использование гипертрофированных формы и ярких цветов. Однако это не помещало ему стать предшественником художественного авангарда 20-го века. Наиболее популярными темами символизма в живописи были: любовь страдание, смерть, предчувствие каких-то событий. Персонажей и сюжеты художники-символисты брали из библейских историй, античной мифологии, исторических событий. Символизм оказал сильное влияние на живопись во Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Норвегии, где его считали отдельным стилем. Среди европейских художников-символистов наиболее известны П. Гоген, Э. Мунк и О. Редон. Среди художников Нового Света стоит отметить Фриду Кало. В России символизм был достаточно популярен, но, в первую очередь, в литературе. Среди художников идеи символизма пропагандировали Врубель и Борисов-Мусатов. С момента официального возникновения символизма прошло примерно полтора века, у него до сих пор есть почитатели, как среди публики, так и среди художников. Может быть дело в том, что присутствие символов на картине заставляет зрителя интенсивно работать, как разумом (думать, чувствовать), так и подсознанием и интуицией. Благодаря этому зритель также проводит некую творческую работу, что ставит его на одну ступень с художником, в широком смысле этого слова.