17.10.2014

Женский образ в творчестве прерафаэлитов


женский образ в творчестве прерафаэлитов

О значении Братства прерафаэлитов для современного искусства уже сказано очень много. Но для неискушенного зрителя картины этих британских художников, наверно, наиболее ценны новым типом женской красоты. Женский образ прерафаэлитов, спокойный, отрешённый, таинственный, в дальнейшем развили живописцы модерна.

женский образ в творчестве прерафаэлитов

Такой образ перекочевал на полотнах прерафаэлитов из средневековья, где женщина была идеалом красоты и женственности, которым восхищались и поклонялись. Это особенно сильно заметно у Данте Россетти, которого восхищала женская загадочность и красота, кроме того у Милле, Артура Хьюза, Бёрн-Джонса. Губительная, мистическая красота в дальнейшем нашла выражение у У. Уотерхауса. В частности в его картине «Леди из Шалотта», которая до сих пор остается одной из самых известных работ прерафаэлитов. Картина основана на балладе Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот». Творчество Теннисона было популярно среди прерафаэлитов, его произведения иллюстрировали Холман Хант, Россетти.

женский образ в прерафаэлитов женский образ у прерафаэлитов

Тема трагической любви была крайне интересна для прерафаэлитов. Так, на тему «Волшебницы Шалотт» было создано около пятидесяти картин, а название баллады стало крылатой фразой. Прерафаэлитов привлекала трагическая или безответная любовь, душевная чистота, девушка или женщина, которая погибает ради любви или отмеченная проклятьем, а также мёртвая девушка необыкновенной красоты («Офелия» Ханта, «Беатриче Благословенная Россетти).

женский образ у прерафаэлитов

Прерафаэлиты пересмотрели викторианские стандарты женственности. Так, в серии картин А. Эгга «Прошлое и настоящее» или в «Офелии» А. Хьюза женщина изображена как человек, который способен испытывать страсть и сексуальное желание, которое может привести даже к безвременной кончине. Серия картин «Прошлое и настоящее» Августа Эгга рассказывает о том, как разрушается семья после женской измены. Прерафаэлиты старались использовать в качестве натурщиков только знакомых людей. Например на картинах Данте Габриэля Россетти чаще всего изображены шесть натурщиц: Элизабет Сиддал, Джейн Берден-Моррис, Фани Корнфорт, Мария Спартали Стилман, Энни Миллер, Мэй Моррис. Джейн Моррис стала прототипом Прозерпины для картины с аналогичным названием. Прозерпина Россетти — это не просто красивая женщина, она женственна и чувственна, а гранат, который она держит в руках, символизирует страсти и соблазны, которым она поддалась. Важной темой для прерафаэлитов стала соблазнённая женщина, которая или разрушена безответной любовью, или преданная любимым, или жертва трагической любви. Однако, в большинстве картин так или иначе присутствует мужчина, который виновен в падение женщины. Самые яркие примеры таких картин «Проснувшаяся стыдливость» Ханта и «Мариана» Милле.

назад к списку новостей »