12.09.2014

Высокое Возрождение — время расцвета ренессансного искусства


высокое возрождение время расцвета ренессансного искусства

Время расцвета ренессансной культуры в Италии, так называемое Высокое Возрождение, хронологически охватывает всего четверть столетия: началом его стал рубеж XV и XVI вв., а к 1520-м гг. уже можно говорить о завершении эпохи, в общем совпавшей с периодом творческой активности одного поколения. Высокое Возрождение связывают прежде всего с тремя великими именами: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Первопроходцем Высокого Возрождения стал Леонардо да Винчи (1452— 1519). Гениальный художник и разносторонний ученый, да Винчи считал своим призванием вовсе не искусство и даже не науку — его увлекал сам процесс познания. Он оставил в наследство человечеству множество гениальных мыслей: от близкой к современным теории кровообращения до принципиальной схемы вертолета, но не пытался реализовать что-либо из своих открытий — просто загадывал загадки будущим поколениям. Творческая биография Леонардо да Винчи — сплошная череда неоконченных проектов. От его многолетних трудов осталось лишь несколько картин, но и они составили ему мировую славу. Да Винчи приняли в цех художников города Флоренции в 1472 г. Видимо, к тем годам относится написанная им небольшая картина «Мадонна с цветком». Впервые ренессансный художник отказался от праздничного многоцветий палитры. В легких сумерках слабоосвещенной комнаты формы обрели невиданную ранее живость, а линии — точность, Да Винчи и впредь будет использовать светотень как основу пластического единства композиции. В 1482 г. Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Сфорца (Моро) как военный инженер, архитектор, гидравлик, а также скульптор. В последнем качестве да Винчи надлежало воздвигнуть конный памятник отцу своего покровителя — кондотьеру Франческо Сфорца. Художник задумал статую в полтора раза больше падуанского монумента Донателло и притом изображающую всадника на вздыбленном коне. Он довел этот грандиозный проект до стадии технического исполнения, однако вторжение французских войск, захвативших Милан в 1499 г., не позволило завершить эту работу.

Одновременно да Винчи выполнял заказы монастырей Милана. Для местных францисканцев в 1483 г. он написал алтарный образ «Мадонны в скалах», в котором, говоря словами Дж. Вазари — раннего биографа Леонардо, каждая травинка выписана «так любовно, что ум мутится при одной мысли, что у человеческого существа может быть подобное терпение». Мир картины не только многообразен, но и един: фигуры персонажей образуют ясную, устойчивую пирамиду, вершина которой — лик Мадонны, как бы осенившей своим покровом святых младенцев, а с ними и молящихся. В 1495 — 1497 гг. Леонардо расписал стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие. Художник выбрал сюжет Тайной вечери — миг молчания, последовавший за словами Христа: «Один из вас предаст меня». Композиция так стройна и уравновешенна, что роспись, занимая торцовую стену длинного зала, подчиняет себе реальное пространство. Все перспективные линии — и миланской трапезной, и иерусалимской горницы — сходятся в одной точке: в далях за окном; оттуда как бы явилась в мир картины фигура сидящего за столом Христа. Ей художник придал форму идеально спокойного треугольника, в обе стороны от которого расходятся две волны смятения. Жесты апостолов и обыденны, и символичны: Петр сжимает столовый нож, Иуда опрокинул солонку. Да Винчи писал «Тайную вечерю» изобретенной им смесью масла и темперы. К сожалению, эксперимент оказался неудачным: уже через 20 лет после окончания работы краски начали осыпаться.

Возвратившись в 1502 г. во Флоренцию, да Винчи приступил к работе над росписью «Битва при Ангиари» в зале городского Совета (не была осуществлена). Параллельно он писал портрет «Госпожи Лизы», жены флорентийского патриция Франческо Джокондо — Моны Лизы, Джоконды. В 1517 г. художник уехал по приглашению короля Франциска I во Францию, где скончался в 1519 г. К последним его годам относят рисунок «Потоп»: спокойно, в обычной для своей графики изящной, но сильной манере набросал да Винчи видение мировой катастрофы.

Творчество Рафаэля (Рафаэля Санти; 1483 — 1520) следует признать ярчайшим и законченным выражением всей эпохи Ренессанса. Леонардо да Винчи поставил основные проблемы искусства Нового времени — Рафаэль сформулировал его канонические правила, создал тот стиль, который служил непререкаемым образцом для европейских художников трех последующих веков; имя Рафаэля и поныне звучит как синоним совершенной, гармонической красоты. Рафаэль родился в 1483 г., в Урбино, в семье придворного живописца местных герцогов. Первым его учителем, видимо, был отец; с 1500 г. Рафаэль стал учеником Пьетро Перуджино. Среди самых ранних его творческих опытов — картина «Сон рыцаря», написанная на сюжет легенды о юности Геракла, которому был предложен выбор между Доблестью и Наслаждением. Рафаэль пересказал миф с юношеской непосредственностью, но в трактовке темы уже проявились черты будущего стиля мастера: равновесие форм и мягкость линий, благодаря которым конфликтная сцена выбора жизненного пути воспринимается как идиллическое видение.

В 1504 г. Рафаэль перебрался во Флоренцию. Город искусств стал новой школой для молодого художника, который всю жизнь охотно и плодотворно учился. Вслед за да Винчи он разрабатывал метод пирамидальной группировки фигур: равновесия живой естественности форм и классического покоя композиции. Рафаэль стремился объединить флорентийскую архитектонику объемов с мягкостью линий, с весенней свежестью красок. Его искания нашли свое завершение в картине «Мадонна в зелени».

В 1508 г. Рафаэль был приглашен в Рим к папскому двору. В одном из дворцов Ватикана Рафаэль расписал так называемый Зал подписей (Станца делла Сеньятура) в 1507—1511 гг. Особую известность по праву завоевала фреска «Афинская школа», прославляющая античную философию, в широком смысле — всю творческую силу человеческого разума. Композиция «Афинской школы», стройная и одновременно свободная, свидетельствует об архитектурном таланте ее автора. В 1511 — 1514 гг. Рафаэль украсил фресками новый зал ватиканского дворца — Станца д’Элиодоро. Одна из его стен представляет «Освобождение Св. Петра из темницы». По колористическому богатству и оригинальности освещения этой композиции мастер сравним только с Пьеро делла Франческа. Яркое сияние вокруг фигуры ангела становится предельно сильным в контрасте с бледным мерцанием луны и беспокойным пламенем факелов. Между 1515 и 1519 гг. было создано самое известное из произведений Рафаэля: алтарный образ для монастыря Св. Сикста в Пьяченце — Сикстинская Мадонна. Портрет «Донны Велаты» (Дама с покрывалом) изображает ту же женщину, которая послужила моделью для Сикстинской Мадонны, но в земном, житейском облике, не преображенном возвышенной фантазией художника.

Высокое Возрождение несло в себе трагическое противоречие: пока рождались шедевры, воплощавшие во всей полноте суть ренессансной культуры, ход истории приближал ее гибель. Открытие Америки (1492) ослабило экономическую мощь итальянских городов. Кризис привычных представлений о мире — античной схемы мировоззрения — потряс умы людей. В 1494 г. начались так называемые Итальянские войны: Италии стала объектом дележа в соперничестве Франции со Священной Римской империей. В 1527 г. испано-германские императорские войска подвергли варварскому разгрому Рим; три года спустя император и папа, помирившись, задушили Флорентийскую республику.

Творчество Микеланджело Буонарроти (1475—1564) наполнено трагизмом времени. С виду нерешительный, болезненный, одинокий человек, он создавал образы могучих атлетов и грозных народных вождей. Телесная пластика как выражение неумирающей воли была идеалом мастера, по сути — единственной темой его работ. Микеланджело получил разностороннее художественное образование в частной школе, открытой стараниями правителя Флоренции Лоренцо Медичи. В 1508 — 1512 гг. он трудился над украшением потолка папской домовой церкви — Сикстинской капеллы. Почти без помощников он расписывал зеркальный свод площадью около 600 м2. Центральный ряд фресок посвящен сюжетам Бытия, но по мере приближения к алтарю капеллы зритель погружается во все более начальные времена, доходя наконец до величавых видений Сотворения мира. Стареющего Микеланджело, вернувшегося к Сиксинской капелле, занимали уже образы не рождения, а гибели мира (фреска «Страшный суд»).

назад к списку новостей »