12.09.2014

Итальянское искусство XVII в.


итальянское искусство 17 века

В XVII в. появляются национальные художественные школы Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них отличается удивительной самобытностью, связанной с особенностями исторического и культурного развития. Два больших стиля — барокко и классицизм — характеризуют искусство XVII в. Болонский академизм и караваджизм определяют развитие итальянского искусства этого периода. Классический стиль — линеен; границы предмета подчеркнуты, он изолирован в пространстве. Барочный стиль живописен, изображенные предметы связаны со своим окружением. Для классического стиля характерна плоскостность, тогда как барокко — искусство пространственное. Классицизм — замкнутая система, барокко — открытая. Классицизм всегда стремится к ясности, а для барокко отдельные элементы представляют меньший интерес, чем их соотношение. Представитель болонского академизма Аннибале Карраччи (1560—1609) пытался приблизить фигуры к зрителю, создать иллюзию, что живописное пространство продолжает пространство реальное. Неаполитанский художник М. Караваджо обратился к непосредственному отображению реальной жизни, используя иллюзионистические эффекты, что привело к перевороту в искусстве.

Официальная линия барокко сложилась в Болонье и привела к созданию торжественной алтарной картины, иллюзорной плафонной живописи и особого типа «героического» пейзажа. Инициаторами этого направления стали братья Карраччи (Лодовико, Агостино, Аннибале), основавшие в Болонье Академию вступивших на правильный путь (1585). Сохранился сонет Мальвазиа, где изложена стилистическая программа Академии, которая рекомендует заимствовать у великих художников те художественные приемы, которыми они прославились: у одного — ясность композиции, у другого — изящество рисунка, у третьего — выразительность светотени. Братьев Карраччи принято считать родоначальниками плафонной живописи, где иллюзорно изображается воздушное пространство, населенное множеством фигур. Народный вариант барокко связан с творчеством Микеланджело Караваджо (1573—1610). Художник обращался к натуре, признаваемой им единственной реальностью, и к барочным эффектам освещения, которые придают его образам иррациональность. В его лучших картинах «Призвание апостола Матфея» (1600), «Обращение Савла» (1601) зритель ощущает беспокойство и тревогу. Свет падает на предметы прихотливыми вспышками. Барочна по своей природе тяга Караваджо к изображению человеческих фигур в резких ракурсах. Караваджо оказал влияние не только на итальянских мастеров, но и на художников всей Европы: Рубенса, Рембрандта, Вермеера, Веласкеса, Риберы, братьев Ленен.

назад к списку новостей »