Искусство Испании XVII в.
На протяжении XVII в. Испания постепенно сходила на положение второстепенной державы. Однако этот период отмечен необычайным расцветом искусства. Исследователи говорят о сосуществовании двух культур: дворянской и народной. Крупнейшим мастером переходного периода между XVI и XVII вв. был Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко (1541 — 1614). Он родился на Крите, в возрасте 15 лет попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана. В 1577 г. переехал в Толедо, где и основал мастерскую. Одаренный философским умом, широко образованный, остроумный, Эль Греко в Толедо нашел тонких ценителей своего искусства. Ф. Пачеко, теоретик искусства, посетивший Эль Греко в 1611 г., сообщал, что художник написал трактат о живописи, скульптуре и архитектуре, не дошедший до нашего времени. Церкви Толедо украшались его алтарными образами, во многих домах висели написанные им портреты. Знаменитая картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса» {1586} хранится в церкви Санто-Томе. Полотно посвящено легенде о рыцаре Руисе Гонсало де Толедо, о чудесном пришествии на его похороны Св. Стефана и Блаженного Августина.
Многие испанские художники пошли по пути Караваджо. Хусепе Рибера (1591 — 1652) всю жизнь работал в Италии. Уже в юности, странствуя по Италии, он познакомился с творчеством Караваджо. С 1616 г. Рибера поселился в Неаполе, став придворным художником неаполитанского вице-короля, наместника Испании. Связь с итальянской культурой у Риберы проявилась в обращении к мифологическим сюжетам и портрету. Драматическая тема доминирует в его творчестве. В отличие от внешней патетики барочных образов произведения Риберы необычайно глубоки и искренни. Картина «Мученичество Св. Варфоломея» (1639) поражает изображением жестокой жизненной правды. Персонаж настолько конкретен, что позволяет предположить реальную модель — неаполитанского портового грузчика. Однако тема человеческого страдания не заслоняет одухотворенности образов Риберы. Облик святых и философов всегда социален и демократичен. Они взяты прямо из жизни, написаны с изможденных нищих, пилигримов, калек. Таковы «Апостол Иаков Старший» (черноволосый человек с посохом странника), «Философ Диоген» (косматый старик с фонарем), «Хромоножка» (мальчик-калека, смеющийся в лицо зрителю). Франсиско Сурбаран (1598 — 1664} работал в Эстремадуре и Севилье. Расцвет его творчества падает на 1630-1640-е гг. Главный цикл картин Сурбарана посвящен жизни и деяниям Св. Бонавентуры. Все персонажи написаны с натуры, композиция статична, соответствуя характеру медленного действия. Излюбленная цветовая гамма Сурбарана — серебристо-серые, черно-коричневые и красные тона. Светотень поражает контрастами темных теней и освещенными объемами, что соответствует манере «тенебросо». Принцип монументальности особенно заметен в натюрмортах Сурбарана, где статическая уравновешенность композиции сочетается с предельной объемностью предметов.
Диего Веласкес (1599—1660) родился в Севилье, в семье португальца. Учился в мастерской Эрреры-старшего и Ф. Пачеко. Наиболее яркими полотнами этого периода творчества Веласкеса считаются «Завтрак» и «Водонос». Картины выполнены в суховатой, детализированной манере, в них отсутствует воздушность. Но они конкретны и искренни. В 1623 г. Веласкес переехал в Мадрид, где получил должность камердинера короля и его придворного живописца. Первые годы жизни при дворе Веласкес писал только портреты. Первое крупное произведение художника «Вакх» появилось в год приезда в Мадрид Рубенса (1628). В мифологическую картину Веласкес смело ввел представителей социальных низов. Чтобы набрать натурщиков, художник исходил все бедные кварталы Мадрида. Значительность колоритных, сочных, без всякого оттенка вульгарности образов и гуманизм отличают картину «Вакх», которую уже тогда именовали «Пропойцы». Веласкес сопровождал Рубенса. Они посещали музеи и церкви, беседовали об искусстве. По совету Рубенса Филипп II предложил Веласкесу в 1629 г. посетить Италию. Веласкеса настолько поразили работы Тициана, Веронезе и Тинторетто, что он занялся копированием их картин. К этому периоду относится полотно «Кузница Вулкана» (1630), в котором отсутствует идеализация античности. Явная антиакадемическая направленность возникает благодаря оттенку гротескности, особенно заметной в образах Вулкана и циклопов, написанных с мастеровых.
Манера письма Веласкеса резко изменилась после его возвращения в Испанию в 1681 г. Исчезли глухие тени, появилась глубина пространства, предметы предстали окруженными воздухом. Это хорошо просматривается в историческом полотне «Сдача Бреды» (1634—1635). Картина посвящена взятию испанцами в 1625 г. небольшого города Бреда. Вторично отправившись в Италию в 1649 г., Веласкес создал знаменитый портрет папы Иннокентия X, поражающий глубиной проникновения в сущность изображенного. Сохранилась легенда, что папа, увидев портрет, сказал: «Слишком верно!» — и подарил золотую цепь художнику, от которой Веласкес, будучи придворным испанского короля, отказался. Картина «Менины» создана в 1656 г. Ее впервые описал биограф Веласкеса Паломино. По его мнению, на картине изображен сам художник за писанием портрета Филиппа IV и Анны Австрийской. Короля и королевы не видно, Их смутные силуэты угадываются в зеркале, помещенном в глубине пространства. На первом плане запечатлен художник с кистью и палитрой. Посреди зала стоит маленькая инфанта Маргарита, которую привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Над ней склоняются две статс-дамы — по-испански «менины», которые дали название всей картине. Конкретный мотив, сиюминутную атмосферу Веласкес как бы «уводит» в вечность, придавая реальной сцене значение вневременного действия. Поэтому так трудно определить жанр «Менин»: групповой портрет, историческая композиция или «театр жизни».
В другом позднем шедевре Веласкеса «Пряхи» таится не меньше загадок, чем в «Менинах». Существует множество толкований этой картины. Одни искусствоведы считают, что «Пряхи» появились в результате случайного посещения художником королевской ткацкой мастерской. Другие усматривают в сюжете аллюзии с мифом об Арахне, превращенной Афиной за дерзкое самомнение в паука. Однако картина Веласкеса — не иллюстрация к мифу. Его холст включил многое: образы искусства, классический миф (гобелен в нише посвящен истории — «Похищение Европы»), светскую оценку (посещение придворными дамами королевской мастерской). Только все это благодаря гениальному колористическому и световому дару художника настолько слито, что воспринимается как единый многогранный образ. И не случайно на памятнике Веласкеса высечены слова: «Живописцу истины».