Импрессионизм во Франции
История импрессионизма как художественного течения укладывается всего в два десятилетия. Однако общеизвестно, что художники нашли друг друга задолго до выставки 1874 г. Их объединяли отрицание застывших принципов, насаждавшихся Академией, отсутствие официального признания, чуткость и любовь к природе. В известной мастерской Глейра Ренуар и Базиль вошли в круг художников, группировавшихся вокруг Моне, включавший Дега, Гийомена, Берту Моризо, Писсарро, Кайбота, Сезанна и Сислея. Термин «импрессионизм» был впервые употреблен критиком Леруа и своим происхождением обязан пейзажу Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), представленному на суд зрителей в 1874 г. в Париже. Известно, что художники спокойно отнеслись к своей «кличке» и в 1872 г. добровольно приняли как название «импрессионисты», так и решение издавать журнал «Импрессионист».
Духовным отцом импрессионизма принято считать Эдуарда Мане (1832 — 1883), получившего профессиональную подготовку в мастерской академического живописца Кутюра, автора знаменитой картины «Римляне времен упадка». В 1863 г. жюри парижского Салона отвергло почти три четверти представленных молодыми художниками работ, Наполеон III милостиво разрешил показать их публике на так называемой Дополнительной выставке экспонатов, признанных слишком «слабыми для участия в конкурсе награжденных». Это был знаменитый «Салон отверженных». Особенно потешались посетители над картиной Э. Мане «Завтрак на траве», которая была объявлена «неприличной». В картине «Олимпия» (1865) Мане выступил достойным наследником Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи, создававших образ обнаженной богини. Однако Мане запечатлел современную, реальную женщину с ее неповторимо индивидуальным обликом. «Олимпия» совершенна по цвету, представляющему гармонию серебристых, золотистых, розовых и перламутровых тонов.
Композиция и палитра Мане как бы символизируют преемственность, нерасторжимую связь классического и современного искусства. Работы Мане второй половины 1860-х гг. открывали подлинную красоту и поэзию повседневности. Его картины бессюжетны, персонажи их погружены в грезы. Таким же образом можно охарактеризовать и его многочисленные портреты. Постепенно вокруг Мане начали группироваться молодые художники — Э. Дега, К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуар, Б. Моризо, вслед за ним обратившиеся к современной жизни. В свою очередь Мане под их влиянием начал работать на пленэре, утверждая многие принципы импрессионизма. В картинах «Аржантёй» и «В лодке» Мане удалось удивительным образом объединить человека и среду. Правда, в отличие от импрессионистов с присущей им интенсивностью цвета картины Мане написаны в смягченной, высветленной манере. Главой школы стал Клод Моне (1840-1926). А термин «импрессионизм» был впервые употреблен критиком Леруа и своим происхождением обязан пейзажу К. Моне «Впечатление. Восход солнца». В ранних работах Моне, написанных на пленэре, заметно влияние Коро и Э. Мане. Поездка в 1870 г. в Лондон, знакомство с живописью Тернера и лондонскими туманами способствовали изменению видения Моне. По возвращении он поселился в небольшом городке на берегу Сены, по которой передвигался в лодке, служившей ему мастерской на реке. Моне с удивлением убедился, что в мире нет постоянных, локальных тонов и цвета тела, волос, земли, как этому учили в академии.
Художник видел свою задачу в том, чтобы передавать конкретное, мимолетное впечатление цвета, которое меняется в зависимости от атмосферных условий. Импрессионисты вместо того, чтобы смешивать на палитре семь или восемь красок, как это делалось раньше, стали переносить их на полотно в чистом виде, предоставляя глазу зрителя создавать из этих отдельных пятен одно оптическое целое. Принцип оптического смешения красок, живопись чистыми цветами стали исходной точкой всего нового искусства. Это характерно для картин Моне «Мост в Аржантее», «Маки», «Сад художника в Аржантее», «Бульвар Капуцинок» и множества других. Камиль Писсарро (1830 — 1903) считался среди импрессионистов самым «крестьянским» художником за свое пристрастие постоянно писать настоящую деревню с фигурами крестьян. Писсарро стремился правдиво и одновременно художественно передать на полотне впечатление от обыденного, повседневного. Его занимали не поиски свето-воздушных эффектов, а решение композиционных задач. В поздних работах Писсарро обратился к городскому пейзажу, его занимали виды Руана, Парижа, Гавра. Эти пейзажи отличаются высоким мастерством исполнения, цветовой цельностью и особой светоносностью. Виды Оперного проезда и бульвара Монмартр в Париже художник писал, глядя на них из окон верхних этажей, что придало им интересные пространственные эффекты.
Выдающийся мастер импрессионизма Огюст Ренуар (1841 — 1919) в молодости занимался росписью по фарфору и тканям, позднее поступил в мастерскую Глейра, сыгравшую столь большую роль в этом направлении искусства XIX в. Как отмечают биографы, галерея полотен Ренуара запечатлела беззаботную сторону жизни Парижа: самые обычные мотивы обретали благодаря взгляду художника ореол праздничности. Такова его знаменитая «Мулен де ла Галет» (1876), изображающая народный бал в саду Монмартрского танцевального зала. Здесь нет деталей, все наполнено радостным восприятием, улыбкой молодости, светом, счастьем. Это мгновение, сотканное из бликов, солнца, нежных красок, воздуха, художник выхватил из жизни.
Ренуару, одному из первых мастеров импрессионизма, удалось наполнить свои полотна удивительным слиянием рассеянного света, городского пейзажа и прекрасных людей. Без менторства, присущего его старшим современникам, Ренуар утверждал в творчестве принципы импрессионизма, поначалу воспринятые художественной общественностью как безумные. Творческий путь Ренуара отличает разнообразие манер. Он прошел через «классический» этап (1880-е гг.), отмеченный поисками пластической законченности формы, выявлением контура и отходом от импрессионистической техники («Большие купальщицы», 1887). Монументальное обобщение формы в сочетании с легкостью и широтой письма присущи поздним работам Ренуара. Эдгар Дега (1834-1917) не считал себя импрессионистом, хотя выставлялся с ними. Дега обучался в мастерской Ламотта, ученика Энгра, посещал Италию. В раннем периоде своего творчества он писал преимущественно одни портреты. Уже в это время он всецело был занят композицией, причем особенно его интересовали труднейшие ракурсы и необычайные точки зрения. Дега писал балетные сюжеты, стремясь изобразить будничную, закулисную жизнь балерины. Смысл своего творчества этот художник видел в изображении жизни застигнутой врасплох, без всякого позирования. Продолжая вслед за Домье развивать тему прачек, гладильщиц, работниц, Дега особое внимание уделял предельной индивидуальности образа.