Реализм во Франции
Искусство Франции, весьма политизированной страны, неизменно откликалось на события, затрагивающие глубинные основы миропорядка. Поэтому страна, в XIX в. пережившая падение империи, реставрацию Бурбонов, две революции, участвовавшая во многих войнах, перестала нуждаться в художественной презентации власти. Люди желали видеть, а мастера создавать полотна, населенные современниками, действующими в реальных обстоятельствах. Творчество великого художника Оноре Домье (1808 — 1879) отразило эпоху XIX в., насыщенную социальными потрясениями. Широкую известность, став своеобразной летописью быта и нравов эпохи, получила графика Домье, мастера политической карикатуры, обличающего монархию, социальную несправедливость, милитаризм. Живописный талант Домье раскрылся в 1840-х гг. Сам художник не стремился выставлять свои картины. Его полотна видели лишь немногие близкие люди — Делакруа и Бодлер, Коро и Добиньи, Бальзак и Мишле. Именно они первыми высоко оценили живописный талант Домье, который часто называют «скульптурным». Стремясь довести до совершенства свои творения, художник часто лепил из глины фигурки, усиливая характерные черты или утрируя естественные пропорции. Потом брал кисть и, пользуясь этой «натурой», создавал живописные образы. В живописи Домье обычно выделяют гротесково-сатирическую, лирическую, героическую, эпическую линии.
Жан Франсуа Милле (1814-1875) наряду с Домье — один из основоположников реализма XIX в. Сын нормандского крестьянина, Милле в 1837 г., получив субсидию от города Шербура, отправился в Париж. Вначале он писал в духе Буше и выставлял картины в Салоне 1844 г. Понимание собственного пути в искусстве пришло к нему в 1848 г., когда он выставил «Веятеля». По свидетельству современников, Милле было свойственно горделивое смирение землепашца, стойкость, замкнутость, суровое достоинство. Они чувствовали тяготение художника к возвышенному стилю. Милле был любимым художником В. Ван Гога, мечтавшего соединить художественные принципы Милле с колоризмом Делакруа.
Крупнейшим мастером реализма середины XIX в. стал Гюстав Курбе (1819 — 1877). В ноябре 1840 г. он приехал в Париж копировать старых мастеров, но увлекся полотнами Делакруа и Жерико. Осень и зима 1849 г. стали временем высшего подъема творчества художника, ибо в этот период он написал свои знаменитые картины — «Дробильщики камней» и «Похороны в Орнане». Программа Курбе, изложенная в декларации 1861 г., сводилась к тому, что «искусство живописи не может быть не чем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником». Художник-реалист, по мнению Курбе, должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи. Такой картиной и стала «Похороны в Орнане». Огромное полотно включает 50 фигур, изображенных в натуральную величину. Художник начал работу над картиной с самых темных мест и постепенно высветлял выступающие освещенные места, что создавало ощущение повышенной материальности. Пейзажная живопись как жанр, непосредственно отображающий действительность, вливается в русло реалистического искусства Франции в середине XIX в. Формируется французская школа национального пейзажа, которую возглавил Коро. Камиль Коро (1796 — 1875) вначале занимался торговлей, и лишь к 26 годам ему удалось добиться от матери разрешения посвятить себя живописи. В 1825 г. Коро уехал в Рим, где провел около трех лет. В Вечном городе он создал одно из лучших произведений — «Мост в Манте» — своеобразный пейзаж настроения, мечту о прекрасном мире. Вернувшись из Италии Коро направился в Прованс, где писал виды Авиньона.
В портретных работах заметно стремление мастера к обобщенности и выразительности формы. Имя Коро обычно объединяют с группой пейзажистов барбизонской школы (по названию деревушки Барбизон, где они жили и работали), в которую входили Т. Руссо, Ш.Ф. Добиньи, Ж. Дюпре, Н. Диаз. Теодора Руссо (1812—1867) принято считать главой барбизонцев. Он порвал с традиционным, историческим пейзажем во имя утверждения национального пейзажа. Первые этюды Руссо, сделанные в Оверни, сразу привлекли всеобщее внимание. Полного восприятия реальной действительности Руссо достигал тем, что призывал зрителя сделаться частью пейзажа, предлагая ему вместе с собой проникаться поэзией окружающего.
Графическое наследие Гюстава Доре (1832 — 1883), одного из самых ярких и самобытных мастеров, включает около 100 тыс. листов. Однако не следует забывать и о неисчислимом количестве картин, написанных маслом, акварелей, скульптур. Доре родился в Страсбурге, где возникла романтическая, проходящая через всю его жизнь любовь к архитектуре прошлых веков. От детских впечатлений о величественном соборе Доре унаследовал чувство безбрежности необъятного пространства. Воображение юного художника питали также народные сказки и легенды Эльзаса. Тетради школьных лет, многочисленные записи, письма к друзьям сплошь покрыты рисунками, выполненными пером и карандашом. В них уже заметны черты будущего стиля Доре: переплетение гротескно-фантастического с сатирическим, необычайная точность деталей, доходящая до натурализма, и общее «ирреальное» настроение. В 16 лет Доре начал сотрудничать с сатирическим парижским журналом «Карикатюр». Метод романтического гротеска нашел свое блестящее выражение в издании 1854 г. — «Сочинений Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре». Грандиозные гравюры Доре к «Божественной комедии» Данте появились в 1861 — 1869 гг. Каждая композиция решена как отдельная самоценная картина. Воздействие этих иллюстраций на зрителя достигается благодаря свойственному Доре дару композиции и эффектному освещению. Огромной популярностью пользуются знаменитые гравюры Доре к «Дон Кихоту» Сервантеса (1863). Наиболее плодотворный период в творчестве Доре — 1860-е гг. — время, когда он подготовил знаменитую двухтомную Библию с 230 иллюстрациями. Священные тексты Ветхого Завета он трактовал в плане древнего космизма, стремясь передать масштабность событий, переживаемых человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах предельно грандиозно: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищных размеров деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектура древних храмов и дворцов.
Обращаясь к Новому Завету, Доре отказался от гигантских форм и буйства контрастов. Героем композиций становится Иисус. Доре наделил Спасителя благородным, светлым ликом, спокойными величественными жестами и нимбом вокруг головы; весь облик его излучает глубокую человечность и надежду. В листах к Новому Завету активную роль, как и прежде, играл свет. Именно ему Доре доверил передать настроение Божественной тайны, которое одухотворяет и оживляет каждую сцену. Иллюстрации к Библии сразу привлекли всеобщее внимание своей ясностью, глубиной и доступностью. В творчестве Доре соединились воедино две системы образной трактовки иллюстрируемой книги: сюжетная и метафорическая.