12.09.2014

Проторенессанс — искусство с гуманистическим содержанием


проторенессанс искусство с гуманистическим содержанием

Драматичная, противоречивая эпоха первых проблесков культуры Возрождения в Италии XIII — XIV вв. получила название Проторенессанс. На протяжении Средних веков Италия живо интересовалась памятниками античности, но только с середины XIII в. древние (а наравне с ними и типично средневековые) изобразительные формы наполнились новым по сути, гуманистическим содержанием. Возрождение (или Ренессанс) вновь обратилось к традициям античности и подняло их на свой уровень. Искусство в эпоху Возрождения стало всеобщей духовной потребностью.

Живопись Италии в течение всего XIII в. развивалась под воздействием византийской традиции. Особое значение сохранял Рим с его раннехристианскими памятниками. Истоки творчестваДжотто ди Бондоне, флорентийского художника, усматривают в римском «классицизме». Джотто работал в разных местах Италии; из всех его творений лучше всего сохранились фрески в церкви Капелла дель Арена в Падуе, исполненные им около 1305 г. Творческие приемы Джотто немногочисленны. Действие в его сценах разворачивается всегда на переднем плане — как бы на узкой тропе, проходящей между зрителем и глухой «декорацией» фона. Его персонажи принадлежат к одному физическому типу: приземистые, широкоскулые здоровяки, которые обретают индивидуальность в неповторимо точных — то величавых, то порывистых — жестах. Византийское влияние в живописи Италии сменилось в XIV в. северо-готическим, что усиливалось господством французов на юге страны и контактами с папским двором в Авиньоне. Флоренция как центр искусства на время уступила первенство Сиене — вечной своей сопернице. Художественная школа Сиены отличается прямо противоположным флорентийскому вкусом: если флорентийцы всегда ценили «телесность», конструктивную ясность форм, то сиенцы предпочитали «зрелищность», язык изысканных линий и полнозвучных красок.

Лучший выразитель страстного и праздничного сиенского стиля — Симоне Мартини, автор «Алтаря Св. Ансануса» (1333). У него было врожденное чувство изящного. Изображая фигуры необычайно пластичными, он в то же время придавал им материальность. Самое известное его произведение — картина «Благовещение» (Флоренция, галерея Уффици), написанная в 1333 для капеллы Сиенского собора. Она отличается необыкновенной красотой колорита и неземным изяществом обоих персонажей божественной сцены. Мария одной рукой аккуратно держит книгу, а другую подняла, взявшись двумя пальцами за ворот. Это земное создание, зато в фигуре ангела воплощено небесное великолепие. Канонические сюжеты у Симоне Мартини проникнуты светским духом и ощущением земной красоты. Художник работал по преимуществу в технике фрески. Среди созданных им композиций — «Мадонна во Славе» (1315) и конный портрет Гвидориччо да Фольано (1328, оба — в палаццо Публико в Сиене), а также сцены из жизни св. Мартина Турского в капелле нижней церкви Св. Франциска в Ассизи. Симоне Мартине был другом Петрарки; поэт посвящал ему сонеты и заказал портрет Лауры.

назад к списку новостей »