12.09.2014

Искусство Древнего Египта — следование традициям в течение нескольких тысячелетий


искусство древнего египта следование традициям в течение нескольких тысячелетий

История Древнего Египта насчитывает три тысячелетия — от начала III тыс. до н. э. до конца 1 тыс. до н. э. в Древнем Египте правило 30 династий фараонов. Традиционно в древнеегипетской истории выделяют три основных периода, которые получили название Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Эти периоды — время объединения, высокого экономического подъема и расцвета культуры Древнего Египта.

Несмотря на глубокую древность этой культуры, до нашего времени дошло огромное количество произведений искусства: погребальные сооружения и храмы, круглая скульптура и рельефы, настенные росписи и рисунки на папирусе, предметы декоративно-прикладного искусства. На характер искусства оказала влияние его глубокая связь с верой в загробную жизнь и божественное происхождение фараона, с древнеегипетской религией и мифологией. Поскольку произведения искусства выражали смысл высшей жизни, правила, которыми пользовались для их создания, начинали восприниматься как священные, т. е. неизменные.

Важнейшая черта древнеегипетского искусства — следование традициям в течение нескольких тысячелетий. Основой древнеегипетского изобразительного искусства и письменности была пиктография (рисуночное письмо). Отделение письменности от искусства в Древнем Египте не привело к потере связи между ними. В письменности использовались рисунки. Искусство, как и письменность, имело знаковую природу. Почти в каждом произведении объединялись изображения и надпись. Их союз обусловливался общностью цели — закрепить и сохранить в знаке жизнь. Особую ценность имеют настенные рельефы.

В Древнем царстве большое распространение получили раскрашенные рельефы, росписи чаще стали использовать в период Среднего и Нового царств. Рельефы и росписи подчинялись одним художественным канонам. Декорация стен храма и гробницы объединялась общей идеей: каждый сюжет вплетался в другие, и они устремлялись к главному месту в храме или гробнице. Редко всю стену занимала одна сцена, чаще пространство делилось на несколько отдельных поясов (регистров), расположенных один над другим, представляя серии сменяющих друг друга сюжетов.

В Древнем Египте встречаются три типа рельефа: выпуклый, вогнутый и врезной, иногда они соседствуют в одной композиции. Роспись осуществлялась минеральными красками (белая добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, синяя — из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая — из желтой охры). Художники не использовали оттенки цвета и полутона. Цвет, применявшийся для раскраски, хоть и не очень отличался от естественного, но все-таки скорее носил условный характер (вода писалась однотонной голубой краской, листья и трава — ярко-зеленой, мужское тело — коричневой, женское — светло-желтой). Часто окраске придавалась символическая роль (ритуальная одежда и головные уборы статуй фараонов).

Широкое развитие живопись получила в период Среднего и Нового царств. Новое царство — период правления 18 — 20-й династий (вторая половина II тыс. до н. э.). Столицей Египта в этот период был город Фивы. Настенные рельефы и росписи в это время украшали гробницы фараонов и вельмож, погребальные и общегородские храмы. Во дворцах фараонов чаще всего изображалась природа: сады, пруды, растения и животные. Сюжеты росписей в храмах были тесно связаны с религиозным культом и почитанием фараона. Места, доступные взору, отводились под военные подвиги фараона или сцены охоты с его участием. Впервые появляются изображения фараона на колеснице в момент боя (лошади попали в Египет в период завоевания его гиксосами). Стены святилищ, доступных только избранным, отводились под картины иного плана: они позволяли увидеть фараона наедине с предками — богами и богинями, принимавшими его в качестве сына. Росписи стен во многом дублировали совершавшиеся в храмах религиозные обряды. Что касается гробниц фараонов, то там каноны сохранялись строже, чем в заупокойных комплексах крупных вельмож. Но все большее место занимают сцены пира, в которых непременно участвовали танцовщицы, приемы послов, косметические процедуры знатных женщин (причем позы их соответствуют канону, а фигуры служанок показаны в фас, профиль, в три четверти и даже со спины). Реалистические искания и творческие фантазии художников подготовили почву для реформы в искусстве, которая произошла в период правления фараона Эхнатона.

Амарнский период — правление Аменхотепа IV (XIV в. до н. э.) — время, когда был отменен культ прежних богов и установлен культ единого бога Атона. Дворец фараона был украшен чудесными росписями, изображающими окружающий человека природный мир и сцены дворцового быта. Храмы города предполагали наличие просторных дворов, так как, согласно учению Атона, поклоняться следовало реальному природному явлению — солнцу — и религиозная служба проходила под открытым небом. Атон изображался исключительно в виде диска, испускающего лучи, заканчивающиеся руками. Поклонение другим богам (в виде животных или человека) Аменхотеп IV запретил. Сам он на своих портретах не должен был уподобляться богам. Главным требованием стало создание правдивых, наиболее близких к натуре образов. Рельефы в гробницах наряду с обязательными сценами поклонения Атону изображали события реальной действительности, причем особенно подчеркивалось то новое, что характерно для этого периода. Все больше внимания уделялось обстановке, в которой происходило какое-либо событие.

При Эхнатоне впервые в египетском искусстве появляются небывалые раньше сцены интимной жизни фараона в кругу семьи. Все персонажи запечатлены в совершенно новых, естественных и непринужденных позах, всячески подчеркивающих теплые отношения и взаимопонимание членов семьи фараона.

После смерти Эхнатона, во время правления мужа его дочери — Тутанхамона, культ Атона, не опиравшийся на вековые традиции не только знати, но и народа в целом и не обещавший ни сиюминутных, ни воображаемых в загробной жизни благ, был отменен; восторжествовала старая иерархия богов во главе с Амоном. Однако в искусстве того времени продолжает ощущаться амарнский художественный стиль, причем в самом утонченном своем варианте.

назад к списку новостей »