12.09.2014

Искусство античности — доброта и антропоцентризм


искусство античности доброта и антропоцентризм

Античность — самый крупный период в истории европейской цивилизации, растянувшийся на 3,5 тыс. лет. Большинство ученых-антиковедов относят ее начало ко времени образования первых государств на острове Крит в Средиземном море (примерно XXX в. до н. э.); концом античности принято считать 476 г., когда под натиском варваров пала Западная Римская империя.

Термин «Античность» возник в эпоху Возрождения (приблизительно в XV в.) после открытия учеными-гуманистами памятников древней культуры. С тех пор античность составляет неотъемлемую часть культуры всех европейских стран. Уже в античности (а именно в Греции) все виды искусства были тщательно классифицированы. Они разделяли виды искусства на изящные (архитектура, скульптура, живопись) и мусические. До нас дошли не все виды памятников античного искусства. Фактически полностью утрачены произведения античной живописи; единственный сохранившийся ее вид — вазопись (существуют еще фрески в римских Помпеях).

Главные идеи античного искусства — доброта и антропоцентризм (т. е. центральное положение человека в мире). Все оно направлено на объяснение места человека в мире. Корни древнегреческой культуры уходят в прошлое. Искусство достигло высокого расцвета уже в эпоху бронзы (III тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии. Начиная с XXX в. до н. э. сложилась критская (по названию острова Крит), или, как ее еще называют, крито-минойская, культура (по имени мифологического царя Миноса, в лабиринте дворца которого по преданию был заключен страшный Минотавр, получеловек-полубык). До наших дней сохранился Кносский дворец, стены которого украшало множество фресок с изображением дворцовой жизни. Именно в Кноссе обнаружены пейзажные фрески с птицами и животными.

Для критской живописи характерно отсутствие прямых линий — все живые существа запечатлены в движении. Человеческая фигура изображалась всегда развернутой в одной плоскости, в профиль. Тело женщины критские художники обозначали белой краской, мужчины — красной. Основной цвет критских фресок — красно-оранжевый. От них веет солнцем, теплом, спокойствием, столь отличным от ужасных мифов и преданий, связанных с Минотавром, человеческими жертвоприношениями и кровавой внешней политикой Крита и частично подкрепленных реальными археологическими находками.

Эллинские вазы первоначально отличались достаточно незамысловатыми украшениями — различными концентрическими окружностями, геометрическими орнаментами и фигурами. Часто повторявшиеся узоры наносили на вазы сверху донизу. Столь специфичное «круговое» мировоззрение характерно для древних народов. Этот стиль вазописи получил название «геометрический». Со временем определенный сюжет, становясь главным, начинал занимать большую площадь на поверхности сосуда, прочие внесюжетные элементы постепенно уступали ему место. Появились вазы коврового стиля, своим названием они обязаны тому, что характер заполнения рисунка напоминает ковер: главный сюжет — в центре, остальные равномерно распределяются по поверхности сосуда.

Геометрика получила распространение в VIII — VII вв. до н. э., а ковровый стиль — в VII — VI вв. до н. э. (переход в позднюю архаику). Начиная с середины VI в. вазы приобрели новый вид: они полностью покрывались оранжево-красным лаком, по которому черной краской рисовались фигуры, а потом по ним процарапывались крупные и четкие контуры. Фигуры располагались уже только с двух сторон сосуда. Такие вазы назывались чернофигурными. Самая знаменитая чернофигурная ваза Франсуа официально именуется кратер Клития и Эрготима. Клитий и Эрготим — имена мастеров, создавших сосуд (их сохранившиеся подписи процарапаны на вазе). Эрготим был гончаром, Клитий — живописцем.

Классический пример античной чернофигурной вазописи — афинская гидрия. По обеим сторонам находится роспись, подчеркивающая ее функциональное назначение: группа девушек, пришедших взять воду из фонтанов. Эта гидрия — следующий шаг в росписи ваз, отталкивающийся от кратера Клития и Эрготима: если там важен поясной рельеф (наследие геометрики), то здесь изображение уже составляет главный и единственный сюжет вазы. В дальнейшем число фигур на таких вазах будет постепенно уменьшаться. В эпоху эллинизма появились и белые сосуды. Процарапанные на них фигуры обладали меньшей условностью и большей объемностью. Драпировки и одеяния покрывались красками различных цветов.

Прекрасно сохранились фрески в Помпеях и Геркулануме, по которым можно судить об этом виде античного искусства. До открытия Помпей сведения о римской живописи были очень скудны. Но найденный материал позволяет расклассифицировать все помпейские фрески на четыре стиля, которые получили название «помпеянских».

  • Первый стиль — «инкрустационный» (II в. — 80-е гг. до н. э.). Это подражание различным природным материалам — кирпичу, мрамору, дереву. Стена, расписанная таким образом, удивительно смотрелась: казалось, что все материалы настоящие.
  • Второй стиль — «перспективный» (80 — 15 гг. до н. э.). Стены украшались различными архитектурными элементами — колоннадами, арками; так возникала иллюзия многопланового пространства. Нередко здесь воспроизводились произведения греческой живописи — именно так была построена роспись знаменитой виллы Мистерий.
  • Третий стиль — «королевская живопись» (15 г. до н. э. — 50-е гг.), Возврат к плоскостной манере росписи для того, чтобы сделать акцент на изображении фигур, — те становятся роскошнее и естественнее. Такой стиль росписи был рассчитан на детальное изучение с близкого расстояния.
  • Четвертый стиль — «орнаментальный» (50 — 79 гг.) восходит к росписям второго стиля, однако архитектурные детали становятся еще пышнее, роскошнее и ирреальнее. Искусство такого стиля напоминает искусство барокко Нового времени; этот последний стиль наиболее распространен в помпейской живописи.
назад к списку новостей »