12.09.2014

Китайская живопись — сочетание культа плодородия, конфуцианства, даосизма и буддизма


китайская живопись сочетание культа плодородия конфуцианства даосизма и буддизма

Мифологические представления китайцев определяет религиозный синкретизм. В их верованиях до сих пор сочетаются элементы древних культов плодородия, конфуцианства, даосизма и буддизма.

Традиционно различают три важнейших жанра китайской живописи — человеческие образы, пейзаж, фауна. Возникновение живописи датируется второй половиной 1 тыс. до н. э. Вероятно, она была тесно связана с погребальным обрядом. В эпоху Хань росписи украшали стены некоторых гробниц, возможно, уже тогда сложились стилистические особенности китайской живописи: силуэтность, отсутствие пространственной глубины, сдержанная колористическая гамма.

Самые ранние произведения станковой живописи — длинные горизонтальные свитки на шелке — появились в IV в. Это были повествовательные иллюстрации к знаменитым литературным произведениям. Иероглифическая структура китайского языка способствовала развитию особого образного мышления. Изображения еще не отделились от текста и чередовались с ним. Чтобы читать и рассматривать свиток, нужно было, медленно разворачивая его, переходить от одного фрагмента к другому. Впервые к этому жанру обратился художник Гу Кайчжи.

Основное направление китайской живописи отчетливо проявилось в росписях скальных монастырей (IV — VII вв.). Живопись Тан отражает торжественный характер эпохи, поэтому она очень праздничная, красочная и подробная. Для нее характерны образы богатых и многоликих городов, величественной и яркой природы. Жанр «люди и предметы» развивал художник Чжоу Фан. В своем горизонтальном свитке «Знатные дамы на прогулке» он подробно выписал одежды, прически, детали интерьера, стараясь передать идеал красоты и атмосферу своего времени. Горизонтальный формат традиционно использовался для бытописательных композиций и был очень удобен при внимательном рассматривании.

Мастером пейзажа стал Ли Чжаодао. Уделяя внимание малейшим деталям картины, он стремился создать праздничный и немного театральный пейзаж сказки, где каждая частичка огромного мира живет своей жизнью. В конце эпохи Сун немного изменилось отношение к пейзажу. Он сделался камерным, лирическим. Последовательно развивался и жанр микропейзажа.

Анималистическая живопись — «цветы и птицы», «растения и насекомые» — отражала неоконфуцианскую философию «большого в малом». Бытовым и интерьерным деталям сунские художники предпочитали более сложное изображение чувств и настроений людей. Настроение героев передается через композицию, полихромный колорит, детали пейзажа. Живопись XIV — XIX вв., развиваясь в рамках академических канонов и жанров, в основном копировала старые образцы. Это связано с обращением к древним традициям и истокам своей культуры. Самым лирическим и тонким художником XIV в. был Ни Цзань.

назад к списку новостей »