12.09.2014

Искусство Востока — образец великолепного синтеза архитектуры, скульптуры и живописи


искусство востока образец великолепного синтеза архитектуры скульптуры и живописи

Золотым веком развития древнеиндийского искусства по праву считается период правления династии Гуптов. В эту эпоху, свободную от иноземных вторжений, активно и плодотворно развивались все области культуры.

Особенно интенсивно в период Гуптов развивалось пещерное зодчество. Образец великолепного синтеза архитектуры, скульптуры и живописи — комплекс буддийского монастыря в Аджанте. Росписи пещер и келий для монахов — уникальный и чуть ли не единственный сохранившийся образец искусства живописи. В этой живописи нет пространственной глубины, объем фигур чуть намечен подмалевком основного контура. Линия, цвет и ритм составляют основу росписей. Краски поражают разнообразием, но их богатое сочетание создает особый эмоциональный настрой. Особенно интересны городские сценки, герои которых изображены с большим юмором. Особенно интенсивно развивалась живопись в мусульманскую эпоху. В XV — XVI вв. формируются два основных направления индийской миниатюры. Придворная, илиМогольская, миниатюра создавалась в основном придворными мастерами и следовала традициям мусульманской живописи. Художники этой школы иллюстрировали исторические хроники, знаменитые арабские поэмы и легенды. Из отдельных красочных листов составлялись целые альбомы, которые пользовались популярностью среди арабской знати. Чтобы придать миниатюрам еще большую изысканность, могольские мастера использовали приемы посеребрения или позолочения некоторых силуэтов, деталей фона.

Другое направление представляла миниатюра традиционно индийских школ Раджастхана и Пахари. Основными сюжетами здесь оставались легенды о боге Кришне и его возлюбленной Ратхе, притчи и эпизоды из древнейших поэм «Махабхарата» и «Рамаяна». Целые циклы миниатюр посвящались временам года, где последние связывались с определенной традиционной мелодией и настроением человека. Такие изображения свидетельствовали о нерасторжимой связи всего живого, единстве человека и природы, которые были заложены в индийском искусстве еще со времени его возникновения. Период исламского искусства — последнее звено в цепи тех художественных ценностей, которые подарила миру индийская культура.

назад к списку новостей »