Ренессанс — пора восстановления реалистического и высокопрофессионального изобразительного искусства
Возрождение, Ренессанс — пора становления современной западной культуры. Ориентиры и принципы культурного развития, выбранные народами Европы в этот период (от середины XIII и почти до конца XVI в.), господствовали на Западе вплоть до рубежа XIX и XX столетий; они сохраняют значение и поныне.
Итальянский писатель и художник Джорджо Вазари (XVI в.) — автор первой концепции Возрождения — трактовал его как «восстановление» реалистического и высокопрофессионального изобразительного искусства, начавшееся в Италии под впечатлением от античных памятников. Античные памятники в эпоху Возрождения ценились за их естественность, за соответствие новому взгляду на искусство как верное и глубокое отображение жизни окружающего мира. Наиболее емкое определение Ренессанса дал французский историк XIX в. Жюль Мишле, увидевший суть этой эпохи в «открытии мира и человека». Общий смысл культуры Возрождения состоит в том, что она провозгласила своей высшей ценностью человека и утвердила антропоцентрическую картину мира, в которой реально существующим признавалось лишь то, что доступно человеческим чувствам и разуму.
Идеологами Возрождения были так называемые гуманисты — приверженцы «человеческого знания» (humana studia), ведущей методикой которого стал эксперимент. В эпоху Возрождения были заложены основы современной космографии и биологии, поскольку в человеке видели высшее проявление разумного и гармоничного начала — Природы, некоего полномочного представителя вселенского порядка — микрокосмос. Особая роль в ренессансной системе взглядов принадлежала изобразительному искусству.
Человек во времена Возрождения ощутил себя способным к познанию мира, но поначалу сам мир представлялся ему, как и в Средние века, грандиозным произведением искусства, созданием величайшего художника — Бога. Поэтому изображение мира считалось одним из путей его познания.
Самым престижным и плодотворным видом искусства была живопись — наиболее совершенная форма «подражания природе». Разработка системы прямой перспективы сделала ее к тому же наиболее «очеловеченным» видом искусства — глаз зрителя стал «точкой отсчета» в картинном пространстве. Появление и распространение масляных красок открыло для западной живописи многообещающий путь развития тонального и светового начал.
Очагом ренессансной культуры стала Италия — недаром историки Возрождения уже давно поставили ее в центр своих интересов, обозначив всю остальную Европу (прежде всего Нидерланды, Германию, Францию) условным термином «Север». На рубеже XIII и XIV столетий в Италии появляются ранние, но мощные ростки новой культуры: поэт Данте Алигьери выступает как создатель итальянского литературного языка, а живописец Джотто ди Бондоне — как зачинатель реалистического изобразительного искусства (оба уроженцы Флоренции — города, который позднее назовут колыбелью Возрождения).
Хронологически принято выделять следующие периоды в истории Возрождения:
- XIII — XIV вв. — Проторенессанс, или Предвозрождение;
- XV в. — Кватроченто, или раннее Возрождение;
- конец XV — первая четверть
- XVI в. — Высокое Возрождение;
- XVI в. — Маньеризм и позднее Возрождение.