12.09.2014

Первобытное искусство — представление древнего человека об окружающем мире


первобытное искусство представление древнего человека об окружающем мире

Первобытное искусство известно с незапамятных времен. В нем принято выделять пещерную натуралистическую живопись и скульптуру. Примитивное искусство сумело упорядочить всю систему представлений древнего человека об окружающем мире. По мере развития речи и мышления человек учился воспроизводить нужные ему формы вещей по заранее выработанному плану, проявляя творческую деятельность. Долгое время сосуществовали два взгляда на эволюцию изобразительных форм в первобытном искусстве: в одном случае ее первоисточником считали пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, в другом — схематические знаки, геометрические формы, широко представленные в палеолитическом искусстве.

Новые исследования и открытие «галерей» доисторического искусства, таких, как пещера Ласко во Франции, горные плато Тассили-Аджер и Эннеди в Сахаре и др., а также современные методы датировки, давшие возможность уточнить периодизацию и классификацию наскального и пещерного искусства, позволили говорить, что схематические и натуралистические формы, вероятно, появились одновременно. Наиболее древние пещерные рисунки хорошо сохранились благодаря особо устойчивому микроклимату внутри пещер, изолированных от влияния температурных колебаний. Наскальное искусство известно во всех частях света, но нигде в мире оно не встречается так часто, как в некоторых районах Сахары и Южной Африки. В отличие от европейского африканское наскальное искусство нельзя считать сугубо доисторическим. Его развитие прослеживается приблизительно от VIII — VI тыс. до н. э. и по сегодняшний день. Открытие в конце XIX — начале XX в. памятников древнего изобразительного искусства в Северной Африке полностью изменило существовавшее представление об этой части континента. Уже в эпоху палеолита здесь получила распространение одна из первых африканских культур — капсийская.

Искусство капсийцев своеобразно и органично вписывается в природно-климатические условия их обитания. Рисунки типа петроглифов наносились на гладкую скальную поверхность или отдельно лежащие глыбы, существуют и рисунки на стенах ниш и пещер, выполненные с помощью красок. Но оба эти вида живописи относятся уже не к капсийцам, т. е. не ко времени палеолита, а к эпохе неолита (нового каменного века). Новое население Северной Африки оставило после себя замечательные памятники искусства — наскальную живопись. Ученые и искусствоведы особо выделяют произведения культуры, обогатившие человечество, которые оставили Бенин, Нок, Сао, Ифе. От натурализма и стилизации к схематизму и символике — таков путь исторического развития искусства народов Океании. Человеческое лицо, использовавшееся в качестве основной темы в изобразительном искусстве папуасов Новой Гвинеи, или птица-фрегат в искусстве меланезийцев постепенно стилизуются, превращаясь со временем в декоративные геометрические фигуры: ромб, квадрат, восьмерку и т. п.

Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой археолог Саутуола обнаружил рисунки. Позднее на территории Франции и Испании были открыты десятки подобных пещер: Ла Мут, Комбарелл, Фон де Гом и др. Со временем их число все увеличивается. Так, в одной только Франции обнаружено более 100 пещер с изображениями событий далекой эпохи. Одно из самых выдающихся открытий в истории первобытного искусства было сделано в сентябре 1940 г. Это знаменитая теперь пещера Ласко, которую называют «доисторической Сикстинской капеллой». Древние рисунки хорошо сохранились благодаря особому устойчивому микроклимату внутри пещер, изолированных от влияния температурных колебаний, часто встречающихся снаружи.

В развитии пещерного искусства выделяется несколько больших периодов.

  • Первый период (примерно с XXX тыс. до н. э.) — когда поверхность внутри контура рисунка заполнялась черной или красной краской; именно тогда делались первые попытки с помощью изменения силы тона, различной густоты краски или второго цвета передать перспективу; тело животного изображалось в профиль, а копыта и рога — в фас.
  • Второй период (примерно с XVIII по XV тыс. до н. э.) отмечен переходом к детализации: косыми параллельными штрихами изображалась шерсть, вводились дополнительные цвета (различные оттенки желтой и красной охры) для пятен на шкурах быков, лошадей, бизонов. Рисунок на шкуре иногда выскабливался. Изменилась линия контура, обнаруживая стремление к передаче объема; она становилась то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки и массы шерсти, например гривы лошадей, массивные загривки и т. п. Иногда контуры или наиболее выразительные детали подчеркивались врезанной линией.
  • В третьем периоде (XII тыс. до н. э.) пещерное искусство достигло своего апогея. Живописные «полотна» занимали всю поверхность сводов самых глубоких пещер — Руффиньяк, Труа Фрер, Монтеспан, Альтамиры и др. О живописи этого периода можно сказать, что она достигла большого реализма благодаря объему и перспективе, пропорциональности построения фигур, применению разноцветных красок и передаче движения. На одних рисунках олени медленно идут с присущей этим животным грацией. На других — мчатся, закинув рога в паническом страхе. Лошади всюду показаны в летящем галопе. Древние «живописцы» явно научились схватывать динамику движения, передавать мгновенно меняющиеся позы, присущие тем или иным животным. Однако уже в конце этого периода, хотя линия рисунка и стала более динамичной, изображение в целом утратило живость непосредственного восприятия. Размеры петроглифических изображений уменьшились; живопись постепенно теряла объемность.
  • Четвертый период отмечен усилением стилизации, а пятый — отсутствием реалистических изображений. Искусство пещерной росписи как бы возвратилось к тому, с чего оно начиналось. Стены пещер покрываются беспорядочными переплетениями линий, рядами точек, неясными схематическими знаками. «Художники» эпохи палеолита стремились к максимальной правдивости в передаче действительности. К числу самых совершенных художественных созданий эпохи палеолита принадлежит живопись Ласко. Ее древнейшие изображения датируются приблизительно XVIII тыс. до н. э. Высокое качество разномасштабных изображений животных позволяют рассматривать Ласко как классический образец пещерного искусства.

Лучшие памятники искусства эпохи среднего каменного века — мезолита (XII — V тыс. до н. э.) — находятся в прибрежных горных районах Испании. В наскальной живописи преобладают многофигурные композиции. В них отразились изменения в жизни людей, связанные с глобальным потеплением. Климат стал суше, произошли перемены во флоре и фауне. Одни промысловые животные вымерли, другие пришли им на смену; появились новые орудия труда и оружие (лук, стрелы). Если раньше в центре внимания безымянных художников были животные, то теперь они постепенно уступали место человеку. Доминирование цвета и объема закончилось, основное внимание поглотило действие. Помимо различных оттенков красной минеральной краски стали употреблять черную и реже белую, а в качестве связующего материала — стойкие соединения: яичный белок, кровь и отчасти мед. Наскальными изображениями стали украшать небольшие навесы и гроты. Появились изображения драматических эпизодов военных сражений, встречаются даже сцены казни. Женщины если изредка и появляются, то, как правило, они не вызывают никаких эмоций из-за своей статичности и безжизненности. Резко отличаются мезолитические рисунки от палеолитических размерами: фигуры животных редко достигают 75 см, человеческие — еще меньше — около 5—10 см. Общие масштабы композиций и количество фигур очень впечатляющи: вплоть до сотен людей и десятков животных.

Стилизация человеческих фигур отвечала основной цели — изображению действия, движения, массовых сцен. Наскальные рисунки несколько гиперболизируют отдельные части человеческого тела — непомерно длинное и узкое туловище, иногда имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня, как бы перехваченного в талии, наряду с непропорционально массивными ногами и большой круглой головой. Рисунки стали передавать представление человека о глубине пространства. Таяние ледников, оставившее след в памяти человеческой в виде легенды о Всемирном потопе, привело в новом каменном веке — неолите (5000 — 3000 гг. до н. э.) — к интенсивному заселению человеком новых территорий. Эти перемены нашли отражение и в искусстве: продолжилась начатая ранее схематизация наскальной живописи. Причем этому подверглись разные районы земного шара. Отдельные изображения — главным образом петроглифы в виде оленей, медведей, китов, тюленей с территории Норвегии — становились огромными — восьмиметровыми. Образы живой действительности заслонились художественными эталонами: разнообразными геометрическими фигурами (круги, ромбы, спирали и т. д.), оружием (топоры и кинжалы), средствами передвижения (лодки и корабли) и т. п.

назад к списку новостей »