12.09.2014

Футуризм — искусство будущего


футуризм искусство будущего

Устремленные в неизведанное, писатели и художники назвали свое творчество «искусством будущего» — футуризмом. Для них прошлое словно перестало существовать. Почти кощунственно выглядел призыв футуристов «разрушить музеи и сжечь библиотеки», ибо это течение зародилось в Италии — стране с многовековыми художественными традициями. Футуризм как движение свои истоки берет из выступлений Филиппо Томмазо Маринетти, опубликовавшего 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Le Figaro» первый манифест нового искусства. Однако в 1909 г. никакой группы еще не существовало, она образовалась лишь год спустя, когда к Маринетти присоединились миланские художники Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, а также Джакомо Балла из Рима и живущий в Париже Джино Северини. В феврале 1910 г. эти художники подписали совместный манифест, заявив о своем существовании. Следующим манифестом они декларировали основные принципы футуризма в живописи: «На своих холстах мы изображаем не отдельные статичные мгновения всемирного движения. Нас привлекает динамическое мироощущение». Пародокс футуризма заключался в том, что для выражения новых идей в живописи футуристы прибегли к уже существовавшим в искусстве приемам и методам.

После поездки в Париж к Маринетти в 1911 г. итальянские художники-футуристы открыли для себя приемы и методы французского кубизма, к которым отныне они стали активно обращаться при создании своих полотен. Прежде всего в кубизме футуристов привлекла возможность «симультанного видения» — множественность точек зрения на объект, позволяющая добиться эффекта движения зрителя вокруг предмета. Наложение различных планов, фрагментация изображения позволили мастерам футуризма отказаться от «мертвых линий» классического искусства во имя динамизма угла, зигзага, круга. Подобные «черным дырам» спиралевидные картины К. Карра затягивают зрителя в стремительную смену надписей, красок, изображений. Произведения художников строились на почти абстрактных геометризированных формах, плоскостях чистого цвета. Даже названия были созвучны духу нового времени и отдавали точностью математической формулы: «Вихрь + слои пространства», «Линия скорости + пейзаж». Довольно быстро футуризм вышел за рамки чисто живописного направления, многие художники обратились к экспериментам в других видах искусства.

Первая официальная выставка футуристического искусства состоялась в феврале 1912 г. в Париже. Затем экспозиция была показана во многих европейских столицах, и повсюду футуристы сумели привлечь внимание общественности. Идеи «искусства будущего» быстро распространились по Европе, находя себе новых сторонников в разных странах. Однако значительное объединение художников, именовавших себя футуристами, кроме Италии существовало лишь в России. Хотя провозглашенные русскими мастерами задачи были во многом близки группе Маринетти, методы их воплощения оказались совсем иными. Финальную точку в истории движения поставила Первая мировая война, которую так горячо приветствовал Т. Маринетти. Погибли ведущие мастера нового искусства — У. Боччони и А. Сант-Элиа. Увлекся «метафизической живописью» К. Карра. Лишь Маринетти продолжал активную литературную и политическую деятельность как мастер футуризма. Используя личную дружбу с Муссолини, ему даже удалось ненадолго превратить футуризм в официальное искусство итальянского фашизма.

назад к списку новостей »