Дадаизм — последовательное разрушение эстетики
Возникший в разгар Первой мировой войны дадаизм стал одним из самых радикальных направлений в искусстве XX столетия. Он подверг сомнению традиционные ценности европейской цивилизации. Разрушая классические каноны прекрасного, дада-художники выступили не просто против существующего общественного вкуса, против «старой» эстетики, а эстетики в целом. В словаре художественных терминов появилось понятие «антиискусство». Это была попытка взорвать искусство изнутри, уничтожить саму категорию художественного, стерев различия между «высоким» и «низким», между элитарным и повседневным. Отрицая любые авторитеты, провозгласив себя врагами всех традиций, дадаисты стремились создать искусство без идеалов, без четкой художественной программы. Даже само название направления — лишь слово, которое ничего не обозначает. Пролистывая словарь Ларусса, лидеры дадизма Тристан Тцара и Хуго Балль обнаружили странное слово «дада», которым «в Италии обозначают кубик и кормилицу, в России и Румынии — двойное утверждение, а негры племени кру называют так священную корову».
Официальная история дадаизма началась 5 февраля 1916 г. открытием в Цюрихе артистического кабаре «Вольтер», где стали устраивать выставки и вечера румынский поэт Тристан Тцара (псевдоним С. Ро-зенштока), его соотечественник архитектор Марсель Янко, немецкие писатели Хуго Балль и Рихард Гюльзенбек, французский художник Ханс Арп. Экспонировались картины Ханса Рихтера, написанные в темноте, так что художник не различал красок, и скульптуры Марселя Янко, сконструированные из случайно найденных предметов. В отличие от цюрихской группы дадаизм в Нью-Йорке не имел ни названия, ни четкой программы. Лишь в конце 1910-х гг., познакомившись с произведениями европейского дадаизма, нью-йоркские авангардисты осознали, что они тоже были «дада». В нью-йоркской галерее французский художник Марсель Дюшан представил сушилку для бутылок и велосипедное колесо на табуретке, а затем прислал на выставку Салона независимых обыкновенный писсуар, названный «Фонтан». Появление подобных произведений спровоцировало громкий скандал.
Кёльнской группе дадаистов, лидерами которой были журналист Иоханн Бааргелд (псевдоним Альфреда Грюневальда) и знаменитый своими коллажами художник Макс Эрнст, принесли популярность коллективные художественные выставки. Самая известная из них — экспозиция 1920 г., куда можно было попасть только через мужскую уборную пивного бара. Эрнст приглашал парижан, «малышей и малышек», посетить выставку своих коллажей и посмотреть на живого кенгуру. Русские художники Илья Зданевич (работавший под псевдонимом Ильязд) и Сергей Шаршун организовали в одном из парижских кафе в октябре 1921 г. вечер, программа которого была выдержана в духе цюрихского кабаре «Вольтер». Однако дадаизм в Париже был явлением кратковременным. Уже в 1922 г. вокруг Бретона сформировалась группа, назвавшая себя сюрреалистами. Именно им удалось превратить дадаистический бунт в строгую художественную систему, в которой приемы «дада» стали служить высшей цели познания «сверхреального». Дадаизм дал жизнь новому искусству, искусству сюрреализма, а оно, в свою очередь, придало смысл абсурдному, все отрицавшему «дада». Теоретиком авангарда и автором произведений, вызывающих споры и по сей день, был Марсель Дюшан (1887 — 1968). Каждое его произведение давало мощный импульс дальнейшему развитию искусства, приводило к возникновению новых направлений. Именно Дюшан впервые осознал, что произведение искусства — не предмет, а прежде всего идея, озарившая художника. Творчество для Дюшана стало «материализовавшейся философией». Известность художнику принесла «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», созданная в 1911 г.