12.09.2014

Кубизм — стремление «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы


кубизм стремление раздробить реальные объекты на стереометрические примитивы

Один из поворотных пунктов XX столетия — создание около 1905 г. П. Пикассо и Ж. Браком нового формального метода, получившего название «кубизм». Художники-кубисты первыми отказались от иллюзионистической живописи, имитирующей реальность. Кубисты признавали формы лишь в качестве пластических эквивалентов реальности.

Живописным прологом к истории нового направления стало создание Пабло Пикассо полотна «Авиньонские девицы» (1907) с его нарочитой грубостью угловатых, словно вырубленных из дерева форм. Под впечатлением этого произведения обратился к пластическому эксперименту Жорж Брак. Именно ему и Пикассо принадлежит слава создателей нового направления. Благодаря Браку появилось и название нового творческого метода. Один из членов жюри Осеннего Салона 1908 г. (возможно, это был Матисс), не допустив пейзажи Брака до участия в выставке, сказал, что они будто «составлены из кубиков».

Для мастеров кубизма главенствующее значение приобрела строгая выстроенность предметов, формы которых сводятся к простейшим геометрическим фигурам. Художник разлагал на холсте предмет на составляющие, анализировал его устройство и реорганизовывал части, подчиняясь законам картинной плоскости. Частицы фрагментированных форм перетекали одна в другую, сталкивались, накладывались друг на друга. Прямо на глазах у зрителя происходил процесс кристаллизации живописной материи в образ. Увлечение пространственными построениями приводит к тому, что цвет практически исчезал с полотен. Большинство работ этого периода, получившего название «аналитический кубизм», выполнены в сдержанной, но изысканной гамме теплых серых и желто-коричневых тонов. Живопись аналитического кубизма интеллектуальна в своей основе, но ее родоначальники никогда не претендовали на создание какой-либо стройной теории. Популяризация идей кубизма началась значительно позже, около 1911 г., когда аналитическая стадия сменилась синтетической.

В синтетическом кубизме образ строился не из фрагментированных форм, а путем соединения уже существующих элементов, увиденных с нескольких точек зрения. Изображения превратились в своего рода пластические ребусы, воплощенные с виртуозным мастерством. Вновь возродился интерес к богатству живописных поверхностей. Пикассо и Брак в этот период не только вернули картине былое многообразие цветовых сочетаний, но и стали экспериментировать с использованием инородных материалов: цветной бумаги, газет, этикеток, кусочков дерева и даже песка, подмешанного в краску. Подобные произведения, появившиеся около 1912 г., получили название «коллажа».

Дальнейшая история движения связана с творчеством мастеров группы «Де Пюто», к которой принадлежали художники X. Грис, Ферион Леже, Роберт Делоне, Франтишек Купка. В 1911 г. некоторые члены группы «Де Пюто» приняли участие в очередной экспозиции Салона независимых — это была первая официальная выставка кубизма. Пикассо и Брак никогда не выставлялись со своими последователями, их работы были известны лишь узкому кругу ценителей-интеллектуалов. Поэтому для современников именно участники «Де Пюто» определяли «лицо» кубизма. Но стиль мастеров «Де Пюто» существенно отличался от поисков Пикассо и Брака. Пройдя через увлечение фовизмом, они сохранили интерес к экспрессивным возможностям цвета. Их полотна кажутся более яркими, декоративными. Кубизм быстро получил признание в разных странах. Национальные школы возникли в Англии и Чехии, России и Соединенных Штатах, Италии и в Скандинавских странах. К его опыту апеллировали конструктивизм, футуризм, пуризм.

Все противоречия и трагизм европейского авангарда первой половины века воплотились в творчестве Пабло Пикассо (1881 — 1973). Работавший в живописи и скульптуре, он стал родоначальником многих направлений современного искусства. Стиль художника постоянно менялся: от крайностей формализма он вдруг возвращался к классической живописи, а потом вновь вставал на путь эксперимента. Он мечтал не просто создать новый язык искусства, а изменить сам образ мысли человека. Классическая живопись, приемами которой овладел в Мадридской академии Пикассо, довольно быстро охладила его интерес к академической системе. В 1900 г. во время Всемирной выставки Пикассо впервые приехал в Париж, который на долгие годы стал его вторым домом. Год спустя в парижской галерее знатока современной живописи А. Воллара состоялась первая персональная выставка Пабло Пикассо.

Героями произведений мастера стали люди-призраки, обитатели социального дна: слепые, нищие, бродячие комедианты, Удлиненные пропорции, изломанные очертания фигур, мрачный серо-голубой цвет создавали атмосферу невыносимой тоски, серости и безрадостности жизни. Художник с 1907 г. увлечен конструированием массивных геометрических объемов, аналитическим разложением предмета, сопоставлением цветовых и фактурных элементов. Он охвачен стремлением найти праэлементы формы, ради которых готов пожертвовать внешней видимостью предмета. Он пользуется цветом и формой как строительным материалом, создавая собственную модель мироздания.

Живопись Пикассо начала 1920-х гг. наполнилась женскими фигурами с преувеличенно мощными формами. Тогда же художник сблизился с кругом поэтов и писателей — сюрреалистов, делал обложки для их журналов «Сюрреалистическая революция» и «Минотавр». Именно тогда появилась серия устрашающих скелетоподобных конструкций «Женщины на пляже» (1925). Во второй половине 1920-х художник написал серию портретов, совмещающих в едином изображении различные повороты и ракурсы. Во имя максимальной выразительности Пикассо смело нарушал пропорции, место рук занимают острые зубцы, части лица смешались, цвет заменялся условной штриховкой.

Авангард и классика существуют в творчестве мастера практически параллельно. Одновременно художник создал сотни реалистических рисунков, гравюр, иллюстраций: «Метаморфозы» Овидия, знаменитую «Минотавромахию» (свой вариант мифа о Минотавре). В годы немецкой оккупации Пикассо оказался практически единственным художником, оставшимся в Париже. В 1949 г. весь земной шар облетел знаменитый «Голубь мира», ставший символом для всего человечества. Однако главные работы Пикассо в послевоенный период — вариации на тему старых мастеров. Сочетая элементы кубизма с композиционными схемами всемирно известных шедевров, художник обратился к импровизации, пытаясь перевести Веласкеса, Пуссена, Мане на язык современного искусства. В этих произведениях поиск пластических метафор и ассоциаций соседствует с легкой самоиронией «игры в Пикассо». Беспредельно расширив возможности искусства, Пикассо всю свою жизнь превратил в бесконечный художественный эксперимент.

назад к списку новостей »