Русское изобразительное искусство 1950-1960-х гг.
В 1950 — 1960-х гг. в России началась эпоха «оттепели», которая обозначила начало нового периода в русском искусстве, когда казавшиеся незыблемыми догмы социалистического реализма начали подвергаться сомнению, а тематическая картина с множеством выверенных деталей была постепенно вытеснена обобщенными и эмоционально насыщенными образами. Сосуществование художественных методов — от академически консервативных до авангардных — стало возможным благодаря атмосфере открытости тех лет.
Именно в этот период появляются работы художника Анатолия Зверева, чье имя сегодня неразрывно связано с понятием «другое искусство». В полемике художников, исповедовавших официальную идеологию, и будущих нонконформистов определялись пути дальнейшего развития искусства. Уже в конце 1950-х гг. в живописи Г. Нисского, Т. Яблонской, С. Чуйкова зазвучали особые лирические ноты, ставшие прологом к коренному перевороту 1960-х гг. Именно тогда среди приверженцев реалистического метода выделилась значительная группа художников, получивших название мастеров «сурового стиля».
Не отказываясь от традиций советской реалистической живописи, они значительно обогатили свой художественный метод приемами русского искусства 1920-х гг. На их полотнах воскресает лаконизм обобщенных образов группы ОСТ, их живопись отличают аскетизм и нарочитая грубость форм. В их творчество вторгается суровая романтика 1960-х гг. с их обостренной категоричностью в утверждении духовных и гражданских истин. Тщательная проработка деталей на полотнах Д. Жилинского не разрушает условности и метафизичности картинного пространства, а строгость рисунка становится частью художественно-поэтической системы «сурового стиля». Одновременно ярко и образно зазвучала тема русской деревни (полотна В. Стожарова, В. Сидорова, А. и С. Ткачевых).
Временем зарождения принципиально нового витка авангардного искусства, не зависимого от официальной идеологии, стали 1960-е гг. Провозглашенная в эпоху «оттепели» свобода творческого самовыражения сразу же нашла отклик в экспериментах «второй волны» авангарда. Одним из первых и самых значительных объединений неофициального искусства стала «лианозовская группа», собиравшаяся у поэта и художника Евгения Кропивницкого. Разносторонность таланта хозяина дома предопределила участие в объединении не только художников, но и поэтов Г. Сапгира и И. Холина. Философская атмосфера, царившая в группе, нашла выражение и в парадоксальных образах Л. и В. Кропивницких, и в почти абстрактных работах В. Немухина, и в горькой иронии полотен О. Рабина. Для художников «другого» искусства был необычайно важен опыт авангардистов первого поколения. Тончайшие переливы цвета сближают геометрические натюрморты В. Вейсберга с живописью Р. Фалька.
Однако художников-шестидесятников привлекали не только опыты русского авангарда, не менее важными и притягательными для них оказались поиски современных западных художников. Переклички с французским «новым реализмом» и американским поп-артом нетрудно обнаружить в творчестве М. Рогинского, Б. Турецкого, В. Янкилевского. Л. Нусберг, Ф. Инфантэ, В. Колейчук, входившие в группу «Движение», сосредоточили все свое внимание на развитии кинетического искусства и художественном осмыслении различных оптических эффектов. К созданию русской версии абстракции обратились в 1960-х гг. Злотников, М. Чернышев и художники школы Э. Белютина.