Изобразительное искусство последних десятилетий XX в.
Интернациональная урбанистическая культура, основанная на стандартных предметах потребления, наиболее полнокровно выразила атмосферу 1960-х гг. Огромные супермаркеты, неоновые вывески, цветные журналы, широкоэкранные фильмы, долгоиграющие диски и непременный телевизор в каждой квартире привлекали внимание художников поп-арта, которые нашли новый идеал красоты в «дозволенной эротике» журнала «Playboy».
Поп-арт придал эстетическую ценность предметам обыденным и даже вульгарным, создал систему новой образности, где уравнялись духовное и потребительское, уникальное и массовое. Поп-художник рассматривал окружающую его жизнь как комикс. Искусство прошлых эпох виделось ему набором репродукций или иллюстрациями в журнале. Мир проникал в сознание художника сквозь витрины магазинов и отблески рекламы. От литературного языка «высокого искусства» художники поп-арта предложили перейти к разговорной речи. Даже сам термин «поп-арт» (от англ. pop art — «популярное искусство»), введенный в середине 1950-х гг. художественным критиком Л. Эллоуэйем, первоначально использовался для описания явлений массовой культуры и лишь в начале 1960-х стал применяться к произведениям «нового» искусства. Подобно массовой культуре, поп-арт не имеет точного «места рождения»: в начале 1950-х гг. он появился в Англии, а затем — совершенно независимо — в Америке. Зарождение поп-арта в Англии связывается с деятельностью Независимой группы, образованной в 1952 г. при Лондонском институте современного искусства.
Используя вырезки из американских журналов и рекламных афиш, художники Эдуардо Паоллоци и Ричард Гамильтон стали создавать метафорические образы современной цивилизации. В их работах автомобильный дизайн, бытовая техника, части человеческого тела превращались в причудливый и ироничный коллаж. Британцы Питер Блейк, Рональд Китай, Дэвид Хокни, Ален Джонс, Питер Филипс пытались сохранить хрупкий баланс между многовековыми традициями английского искусства и авангардом, воспроизводя в классической технике масляной живописи подчеркнуто современные сюжеты: рекламные постеры, портреты поп-звезд.
После триумфа поп-арта наступили «холодные 70-е». Искусство новой эпохи, углубившись в самоанализ, отказалось от претензий на тотальное переустройство мира. Оно, не стремясь больше к новым открытиям, пытается через повторение прошлого подвести итоги, осознать свое место среди других видов человеческой деятельности. Своя школа модернистского искусства существовала и в России, где основным центром «неофициального» искусства долгие годы была Москва. Именно помпезная советская система со всей ее внутренней пустотой и извечной русской трагедией маленького человека становится основной темой творчества для большинства неофициальных художников. Главными героями их произведений становятся обезличенные надписи и знаки, схемы и таблицы.
Аккуратным почерком написаны тексты «канцелярских примитивов» Ильи Кабакова. Бесконечные таблицы вопросов и ответов, графиков и схем, смысл которых полностью скрыт от зрителя, создают образ чудовищной заорганизованности жизни, где даже ежедневный вынос мусора требует жесткой регламентации. Серию портретов друзей и близких, более напоминающих стандартные советские политические плакаты, написали Виталий Комар иАлександр Меламид. Их картины воспроизводят и пародируют не только стилистику живописи соцреализма, но и саму структуру подобных произведений, свойственный им пафос.