12.09.2014

Экспрессионизм — попытка постичь космический миропорядок в гармонии линий и цветов


экспрессионизм попытка постичь космический миропорядок в гармонии линий и цветов

Впервые термин «экспрессионизм» был использован в 1911 г. философом В. Воррингером для характеристики новых тенденций современной живописи, в частности творчества П. Сезанна и В. Ван Гога. Несколько лет спустя это название закрепилось за деятельностью художников объединений «Мост» и «Синий всадник», а затем его начали применять к самому широкому спектру явлений в искусстве первой половины XX столетия. Экспрессионизм, как и многие другие течения XX в., имеет свою предысторию в творчестве мастеров рубежа веков Дж. Энсора и Э. Мунка.

Официальная история экспрессионизма началась только в 1905 г., когда четыре студента Дрезденского технического института Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрик Хеккель, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуфф создали свое художественное объединение. Несколько позже к группе присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн и Отто Мюллер. Шмидт-Ротлуфф придумал поэтичное название «Мост» (Die Brucke), а Кирхнер написал программу. Поставив во главу угла ощущение собственного «я» в трагическом и сложном мире, экспрессионисты изменяли, деформировали изображение ради достижения максимальной выразительности образа. Жертвуя жизнеподобием, они отказывались от иллюзорности пространства, смело играли ракурсами и масштабами. Акцентировался индивидуальный почерк мастера, энергия живописи понималась как безусловный эквивалент душевных переживаний художника. Обостренная субъективность мировосприятия стала одной из отличительных черт направления.

Как и фовисты, мастера экспрессионизма нашли источник вдохновения в творчестве В. Ван Гога и П. Гогена, их привлекли варварская сила первобытных культур и спиритуализм готики. Картина превращается в сгусток переживаний автора, упрощающего реальность во имя наибольшей выразительности. Подобно лаве льются горячие, яркие краски на полотнах Э. Нольде, превращая живопись в безудержную стихию цвета. Кирхнер отдавал предпочтение блеклым тонам, основной акцент делая на выразительности сухих и жестких линий. Его образы отличает некоторая угловатость, они словно вырезаны из дерева. Особое внимание Кирхнер уделял сложности композиции, подчеркнутой необычными ракурсами и поворотами фигур. Ведь лидеров «Моста» интересовала «изнанка жизни с ее дешевыми румянами, скользкой грязью и порочностью».

Другим центром экспрессионизма стал Мюнхен, где возникло объединение «Синий всадник». Романтическое название необыкновенно точно охарактеризовало творческие искания ее участников: лирические абстракции Василия Кандинского, изображения животных Франца Марка и поэтичные пейзажи Альбера Макке. По замыслу Кандинского — основателя объединения — «Синий всадник» стал центром европейского авангарда, к участию в выставках привлекались французские фовисты, русские кубо-футуристы и даже примитивист А. Руссо.

Духовное содержание искусства, поиск соответствия цвета и линии разнообразию человеческих чувств и настроений стали основой творческого метода художников «Синего всадника». Попытка постичь космический миропорядок в гармонии линий и цветов привела художников «Синего всадника» к абстрактному искусству. К началу Первой мировой войны оба объединения распались. Разошлись пути участников «Моста», уехал в Россию Кандинский, погибли на фронте Макке и Марк. Но экспрессионизм нашел множество новых приверженцев, превратившись в послевоенные годы в одно из самых влиятельных течений в Германии. Приемы и методы экспрессионизма широко применялись в плакатах, оформлении журналов и спектаклей. Однако смысл экспрессионизма гораздо шире, чем просто национальная традиция. Его отголоски обнаруживаются в работах мастеров «парижской школы»: «певучей» линии А. Модильяни, поэтической ностальгии М. Шагала и темпераментной живописи Сутина. Предельность самовыражения сближает с экспрессионизмом искусство мастеров «нью-йоркской школы» — Поллока, Клайна, де Кунинга.

назад к списку новостей »