12.09.2014

Изобразительное искусство России: от авангарда до модерна


изобразительное искусство россии от авангарда до модерна

Одним из путей переосмысления сути и задач изобразительного искусства в России конца XIX — начала XX в. стала традиция пленэризма. Пленэристы поэтизировали мир, но методом их поэзии было непосредственное восприятие натуры, открытие красоты в простом, обыденном, неповторимая ценность каждого мгновения.  Пленэризм (в переводе с фр. plein air — «открытый воздух»: живопись, передающая состояния цвета и атмосферы, подмеченные в естественных русских условиях) связан с запоздалым влиянием импрессионизма. Ведущим мастером этого направления был Валентин Серов (1865—1911) — одна из центральных фигур в русском искусстве рубежа веков. В.А. Серов с 1880 г. учился в Петербургской академии в одном классе с М.А. Врубелем; с 1885 г., не окончив курса, путешествовал по Германии, Голландии, Италии. В 1887 г., вернувшись на родину, он создал картину, ставшую событием в русской художественной жизни, принесшую ему известность. Речь идет о портрете дочери мецената С.И. Мамонтова Веры, получившем название «Девочка с персиками». Последнее обстоятельство не случайно: это «портрет-картина», в которой художника занимает не только личность модели, но и вещи, пространство, солнечный свет — определенное состояние мира. Серов создал замечательную галерею деятелей культуры своего времени. Но настоящее призвание В.А. Серова — пейзажная живопись. За внешней условностью форм и цветовых решений в нем таится глубокое знание всего доступного зрению мира, необманное чувство естественного, всегда отличавшее Серова.

Близким другом В. Серова был Константин Коровин (1861 — 1939), живописец тонкого декоративного дарования. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Саврасова и В.Д. Поленова; активно участвовал в художественной жизни Абрамцева. Завершением его формирования стали поездки по Испании, Италии и Франции в конце 1880- начале 1890-х гг. Картина 1888-1889 гг. «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» замечательна сложностью колористического решения: сдержанной звучностью палитры. Поездка в Париж (1892—1893) сделала Коровина убежденным последователем импрессионизма. Однако его композиции не столь спокойны и рассудочны, как у классиков французского импрессионизма К. Моне и К. Писсаро; русского художника отличает острота восприятия, эмоциональность, мир в его изображении предстает шумным цветистым зрелищем («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906). В начале XX в. традиции пленэризма получили дальнейшее развитие в деятельности московского объединения «Союз русских художников».

Среди его членов выделяются Константин Юон (1875 — 1958), пейзажист, замечательный чувством света, неизменно придающего особую праздничную звонкость его палитре, и Игорь Грабарь (1871 — 1960), художник и искусствовед, с 1913 г. возглавлявший Третьяковскую галерею; для его живописных работ характерна элегантная мозаика разноцветных мазков, напоминающая технику французских пуантилистов. Новое художественное направление, получившее название «модерн», т. е. современное искусство, распространилось в 1890 — 1900-х гг. во многих странах. Модерн стал последним большим интернациональным стилем, покорившим не только всю Европу, но и американский континент. Центры нового искусства независимо друг от друга и почти одновременно возникли в Вене и Париже, Глазго и Брюсселе, Мюнхене и Петербурге. В каждой стране оно имело свои названия и специфические особенности, опиралось на национальные традиции. Искусство этого времени синтетично по своей сути. Оно соединяет пластичность скульптуры, яркую цветность живописи, праздничную декоративность театра. Модерн разрушил существовавшую в искусстве веками иерархию видов и жанров, заявив о равноправии живописи и керамики, скульптуры и мозаики. Модерн ориентирует свои произведения на свободную сочетаемость друг с другом. Именно в это время вновь воскресает уже, казалось, забытое представление о художнике как об универсальной личности, одинаково одаренной в самых разных искусствах.

С эстетикой модерна неразрывно связано возникновение и развитие такого художественного направления, как символизм. Участники группы «Наби», что в переводе с древнееврейского значит «пророки», добиваются от живописи особого метафорического звучания. Окружив свою деятельность ореолом таинственности, Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуар Вюйар и Аристид Майоль создали искусство, поражающее интимностью своего настроения, но в то же время несущее огромный философский заряд. Мифологические сцены и непритязательные бытовые зарисовки художники-символисты превратили в собирательные образы, символы общечеловеческих понятий. Предвозвестником русского символизма стал Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905). Люди-призраки на его полотнах лишены каких-либо историко-культурных ассоциаций, олицетворяя лишь тоску по утраченной красоте.

Опыт Борисова-Мусатова был воспринят и развит группой художников, заявивших о себе в 1907 г. выставкой с поэтическим названием «Голубая роза». Для Павла Кузнецова, Мартироса Сарьяна, Николая Крымова реальность стала лишь отправной точкой для создания на холсте поэтических фантазий, познания мира «в одних мечтах». Чувствительность к оттенкам цветов и нюансам настроений делает образы удивительно хрупкими, изменчивыми. Гибкие контуры, сближенные цвета и единство композиционного ритма создают на полотнах голуборозовцев ощущение волшебной невесомости, Пространство в работах этих художников становится условным, плоскостным; фигуры приобретают характер знаков. Они трансформируют видимый мир, стремясь выявить скрытые в нем высокие символические связи.

Символом универсальной одаренности художника модерна стало в России творчество Михаила Врубеля (1856—1910), в искусстве которого философия символизма, эстетика модерна и традиции европейской культуры образовали прочный сплав. Живописец, график, архитектор, скульптор, мастер прикладного искусства, он создает мир драматических переживаний и величественных образов. В отличие от большинства художников этого времени М. Врубель охотно обращался к сюжетам мировой литературы, создав образы Пана и Мефистофеля, Царевны Лебедь и принцессы Грезы, Демона и Фауста. Но благодаря обобщенной трактовке его герои из художественных персонажей превращаются в общекультурные знаки-символы. Наиболее последовательным проводником идей «нового искусства» в России стал журнал «Мир искусства», объединивший крупнейших художников, писателей и философов. Прекрасно иллюстрированный, этот альманах стал одним из первых примеров нового понимания книги. Замысел художника охватывает все — от шрифта до композиции страницы, стремясь создать произведение, единое в своей безусловной красоте. Элементы излюбленной «мирискусниками» стилизации, хотя совершенно иного рода — в духе лубочных картинок, — присущи и присоединившемуся к группе уже после 1910 г. Борису Кустодиеву, избравшему своей темой яркую изобильность купеческого быта. Еще одно значительное выставочное объединение начала века — московский Союз русских художников, учрежденный в 1903 г. Противопоставив стилизаторству и сухому графизму петербургского «Мира искусства» живописную свободу, москвичи не стали ограничивать себя жесткими рамками эстетических программ. В выставках Союза принимали участие Врубель и Борисов-Мусатов, Серов и Грабарь. Единственное, что объединяло этих художников, — чисто живописные задачи и ярко выраженная национальная тематика.

назад к списку новостей »