Фовизм — вызов традиционному представлению о значении цвета в живописи
Одно из первых крупных художественных направлений XX в. — фовизм — заложил основу нового понимания искусства, разрушил традиционное представление о значении цвета в живописи. Живопись фовизма насыщенной палитрой, неожиданными и казавшимися невозможными цветовыми сочетаниями заставила современников говорить о появлении поколения «диких», попирающих привычные каноны прекрасного. На полотнах Матисса, Дерена, Вламинка, Марке яркие, почти локальные краски приобрели самостоятельную силу. Цвет, дотоле считавшийся безусловной характеристикой предмета, стал эквивалентом эмоционального настроя автора, приобрел качества знака.
Добиваясь максимальной выразительности колористического решения композиций, фовисты отказались от светотеневой моделировки, воздушной перспективы. Форма и свет возникали лишь при помощи красочных пятен. Контур не столько очерчивал предмет, сколько усиливал яркость его цвета. Каждое цветовое пятно обретало дополнительное звучание благодаря тому, что рядом с ним накладывались контрастные тона.
Первую совместную выставку в одном из залов Осеннего Салона 1905 г. один из критиков сравнил с «ведром краски, выплеснутым в лицо общественности». Именно Осенний Салон и принято считать официальной датой появления нового направления, тут же получившего свое название благодаря едкому замечанию критика Л. Вокселя. Однако история фовизма началась гораздо раньше. Большинство будущих фовистов учились вместе в Парижской школе изящных искусств, в мастерских Карьера и Моро. Фовизм не был жестко организованным художественным объединением с четкой программой, а сообществом единомышленников, а Бесспорным лидером нового направления стал Анри Матисс (1869 — 1954). Он одним из первых обратился в своем творчестве к экспериментам с цветом, но лишь после знакомства с лидерами неоимпрессионизма Синьяком и Кросом открыл для себя экспрессивные возможности живописи. Его пейзажи строятся на дерзкой гармонии положенных рядом контрастных цветов. В мире, созданном Матиссом, ощущается еле заметная аура размеренной комфортной жизни. Его живопись бессобытийна и бессюжетна. Не случайно художник нарочито избегает традиционного разделения на жанры, предпочитая создавать «интерьеро-натюрморты». Из восточного искусства художник почерпнул и особую роль линии, придающей картинам изысканность арабески.
Матисс предельно упрощает формы. Картины, созданные около 1914 г., кажутся почти схематичными: основа композиционных построений — жесткая линейная структура и плоскостный деперспективный цвет. Однако уже к началу 1920-х гг. в его работах, как и в творчестве других мастеров авангарда, формальные эксперименты сменяются увлечением классическим искусством. Излюбленным сюжетом художника становится изображение женщины-одалиски.
Рауль Дюфи (1877 — 1953) в своем творчестве добился гармонического единства каллиграфии рисунка и легкости «акварельных» красок. Его работы пронизаны удивительным чувством радости бытия, столь свойственным всему фовизму. Хотя многие мастера обращались в своем творчестве и к созданию портретов, натюрмортов, интерьеров, излюбленным жанром нового направления принято считать пейзаж.
Творчество Андре Дерена (1880-1954) по праву можно считать образцовым воплощением идей фовизма. Композиции его полотен, написанных широкими свободными мазками, строятся на контрастном сопоставлении чистых цветов спектра.