Романтизм в Англии
Англия, совершившая в начале XIX в. промышленный переворот, в искусстве сохраняла приверженность романтизму. Некоторые его тенденции проявились в направлении, именуемом предромантизмом. Основные эстетические принципы романтизма выражены в творчестве С.Т. Колриджа, считавшего, что в искусстве сосредоточен синтез важнейших сторон жизни — прекрасного, истины, морали, в нем осуществляется единение человечества, природы и мирового духа, а основу искусства составляет воображение. Английская живопись представлена несколькими крупными мастерами: Констеблом, Тернером, Блейком.
Джон Констебл (1776—1837), еще обучаясь в Лондонской академии, писал много портретов, но всегда стремился стать «живописцем природы». Только в 1828 г., когда его жена получила значительное наследство, Констебл смог позволить себе отказаться от заказов на портреты и переключиться исключительно на пейзажи. Единственным подлинным успехом следует считать выставку его работ в парижском Салоне 1824 г., привлекшую к его полотнам пристальное внимание французских романистов. Известно, что Делакруа под влиянием картины «Телега с сеном» переписал свою «Резню на Хиосе». В лучших картинах Констебла — «Флэтфордская мельница», «Белая лошадь», «Телега с сеном» — наиболее полно отразились яркий реализм и новаторство его живописи.
Уильям Тернер (1775—1851) известен как пейзажист, рисовальщик и гравер. Поступив в 1789 г. в школу Королевской академии художеств, уже в следующем году Тернер дебютировал, выставив картины, изображавшие окрестности Лондона. В 1802 г. молодой художник, став действительным членом Академии художеств, отправился в путешествие по Франции, Швейцарии, Голландии и Германии. Существенно сказались на творчестве Тернера две поездки в Италию (1819 и 1828): его палитра высветлилась, он начал пользоваться чистыми, несмешанными красками, изображать не предметы, а окутывающую их атмосферу («Дождь, пар и стремительность»). Тернеру были подвластны все оттенки и переходы света — от серебристой утренней зари до золотого блеска заката. Величайший колорист, самый смелый поэт среди пейзажистов всех времен, Тернер виртуозно владел акварельной техникой: работая над несколькими листами одновременно, он прикреплял бумагу к доске и, окунув все вместе в воду, капал краски па бумагу, пока она была еще мокрой, затем выскребал блики, скоблил, вычищал и делал пунктирные точки, пока рисунок не был готов.
Великий английский романтик Уильям Блейк (1757 — 1827) — поэт, гравер, живописец. Он прожил жизнь в неизвестности и крайней бедности, сам гравировал и печатал свои поэтические произведения в особой, изобретенной им технике офорта. Широко известны иллюстрации Блей-ка к «Книге Иова», произведениям Вергилия и Данте. Сборники лирических стихов Блейка — «Песни невинности» и «Песни опыта» — гравированы самим поэтом. Листы этих книг, где каждое стихотворение обрамлено фигурами в сочетании с растительным орнаментом, напоминают средневековые рукописи и одновременно иллюстрации эпохи модерна с прихотливо извивающимися линиями и цветочными узорами.
В области изобразительного искусства Блейк создал лучшие произведения в последние годы своей жизни. Таковы его иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, отличающиеся монументальной простотой и цельностью.
Движение прерафаэлитов, ориентированное на христианские идеи братства всех людей, стремление к созданию глубокого, содержательного искусства, Библию, стало наиболее ярким явлением искусства викторианской эпохи. Викторианской эпохой в Англии именуется период с 1837 по 1901 г. Это время политического могущества страны и существенного подъема благосостояния средних слоев общества.
Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес и Данте Габриел Россетти — три молодых ученика Королевской академии в 1848 г. случайно обнаружили несколько гравюр с фрески Кампо Санто в Пизе. При всем восторге перед полнотой жизни и глубиной настроения они, тем не менее, пришли к мнению, что искусство отражало действительность только до конца XV в. или, вернее, до 1508 г., когда Рафаэль уехал из Флоренции и начал работать в Ватикане. С тех пор, по мнению этих художников, искусство избрало путь условности и в течение последующих веков делалось все более бессодержательным благодаря повторению одних и тех же канонов. Этой реакцией против бездарных подражателей Рафаэля объясняется принятое тройкой английских деятелей искусства наименование «Братство прерафаэлитов». Будучи романтиками, прерафаэлиты обращались к старинным легендам, рыцарскому эпосу, творчеству Данте и Шекспира.
Главой прерафаэлитов стал 18-летний Данте Габриел Россетти (1828 — 1882), художник, поэт и музыкант. В семье его родителей царил культ Данте (в честь которого сын получил свое имя). Россетти перевел на английский «Новую жизнь» Данте, иллюстрировал поэму и часто обращался к ней. Постоянными моделями ему служили рано умершая жена, а также супруга его друга Уильяма Морриса. Россетти возвысил эти женские облики до идеала.
Уильям Холмен Хант (1827— 1910) в своем творчестве воплощал заветы знаменитого критика Джона Рескина, считавшего, что правда достигается не широтой кисти, а крайней точностью в передаче характерных подробностей. Формацию почвы и облаков художник должен изучить с точностью геолога. Чтобы написать Св. Иосифа или Марию, полагал Рескин, нужно изучить по Библии как можно тщательнее их характеры, найти подходящих натурщиков и совершенно точно писать с натуры, не позволяя себе ни изменить, ни обобщить чего-либо в ней. Для максимальной достоверности при передаче характера местности Хант в 1854 г. отправился в Палестину, чтобы начать писать библейские картины. Он провел на Святой земле несколько лет, изучая строение почвы, архитектуру, народ, и старался воспроизводить библейские события с полной археологической точностью.
Джон Эверетт Миллес (1826 — 1896) впервые обратил на себя внимание картиной «Иисус в родительском доме», выставленной в 1850 г. и произведшей шум из-за усугубленной реалистичности деталей. Тщательность в воспроизведении подробностей пейзажа, быта отличала и последующее творчество Миллеса. Так, работая над картиной «Офелия» на сюжет «Гамлета» Шекспира, художник потратил массу времени на точное воспроизведение ручья и нависающей над ним растительности. Миллес заставил натурщицу, позирующую для Офелии, лежать одетой в наполненной водой ванной в течение 10 часов.
Эдвард Бёрн-Джонс (1833—1898) с одинаковым мастерством создавал картины на темы античности и Средневековья. В Оксфордском колледже Бёрн-Джонс встретился с Уильямом Моррисом, будущим знаменитым живописцем, поэтом, архитектором, романистом, графиком, дизайнером. Бёрн-Джонс намеревался стать священником, однако под воздействием Морриса решил вместо этого посвятить свою жизнь искусству. В 1861 г. художник поехал в Италию, а по возвращении помогал Моррису в создании его художественно-промышленных мастерских, для которых выполнил множество эскизов для витражей, керамики, гобеленов. В конце жизни Бёрн-Джонс удостоился рыцарского звания.
Картины прерафаэлитов насыщены мистическими аллюзиями, а краски символизируют тончайшие настроения и чувства. Движение прерафаэлитов фактически пережило себя — оно продолжало влиять на развитие британского искусства даже после Первой мировой войны, но уже не отражало ни вкусов, ни убеждений изменившегося общества.