12.09.2014

Изобразительное искусство Англии


изобразительное искусство англии

Национальная школа английской живописи сложилась в XVIII в. Ведущую роль в искусстве играл портрет. Это было связано с тем, что государственная религия Англии — протестантизм — в отличие от католицизма не нуждалась в церковной живописи и скульптуре. Портрет отвечал интересам всех слоев общества, особенно буржуазии, постепенно становившейся ведущим классом.

Уильям Хогарт (1697—1764) наиболее ярко воплотил в своем творчестве идеи общества. Художник сочинял истории, обличавшие нравы, разделял их на акты и каждую сцену воспроизводил в виде отдельной картины, написанной маслом, а затем размноженной в гравюрах. Эти циклы под названием «Модный брак», «Карьера мота», «Прилежание и леность» оказывали сильное воздействие на общество. По картинам Хогарта до сих пор продолжают ставить театральные постановки. Творчество Хогарта не ограничивается только сатирической живописью, бичующей нравы. Он стал автором великолепных работ: «Автопортрет», «Девушка с креветками», написал трактат «Анализ красоты» (1753) — одну из важнейших книг по теории изобразительного искусства.

К середине XVIII в. в Англии появились несколько великолепных мастеров кисти. Этому способствовала деятельность Королевской академии художеств, открывшейся в 1768 г. Ежегодные академические выставки позволяли художникам обмениваться профессиональными взглядами и мнениями. Портрет в это время приравнивали к «исторической» живописи. Сэр Джошуа Рейнолдс (1723 — 1792) — первый президент Королевской академии — вошел в историю искусства в качестве крупнейшего портретиста. В своем искусстве Рейнолдс стремился выразить героический идеал времени. Он писал портреты ученых, полководцев, литераторов, государственных деятелей, уделяя должное внимание положению каждого в обществе и одновременно придавая своему герою аллегорические черты. Знаменитой актрисе Сарре Сиддонс он придал черты музы трагедии, леди Гамильтон — Венеры, стыдливо закрывающей лицо. Полковник Тарлитон олицетворял боевой дух Англии. Рейнолдс считал, что не следует передавать в деталях черты лица, а костюм не должен напоминать современную одежду.

Томас Гейнсборо (1727— 1788) был не менее популярен, чем Рейнолдс. В отличие от светского, аристократического Рейнолдса Гейнсборо тяготился столичной жизнью. Его единственными учителями были голландские мастера XVII в., а также ван Дейк, работавший в свое время в Англии и написавший множество портретов английской аристократии. Гейнсборо принадлежит разработка особого типа романтического портрета-настроения, которое во многом определяет пейзажный фон его картин: тенистые парки старой Англии, пшеничные поля, дальние леса, тревожное грозовое небо, летняя заря, утренний рассвет. Портреты и пейзажи Гейнсборо отличались какой-то свежестью, искренностью, безыскусностью. Поздние картины Гейнсборо, относящиеся к 1780-м гг., посвящены сельским сценам, напоминающим идиллии. В них прослеживается сильное влияние испанского мастера XVII в. Мурильо. Тонкие, свежие, лирические пейзажи Гейнсборо положили начало замечательной английской школе пейзажной живописи, которая достигла расцвета в начале XIX в.

назад к списку новостей »