12.09.2014

Изобразительное искусство Западной Европы и России XVIII в.


изобразительное искусство западной европы и россии

Эпохой Разума и Просвещения именовался XVIII в. В это время складывался новый образ жизни и мышления, что резко контрастировало со всем тем, что раньше воспринималось как основа европейской духовной жизни. Теперь Разум стал главным критерием оценки всех человеческих деяний. Главную причину человеческих бедствий Просвещение видело в предрассудках и суевериях. Поэтому образование, философия, наука, свобода мысли были объявлены основой прогресса общества.  В моду вошли философские салоны Парижа, где выступали Вольтер, Руссо, Гельвеций. Вся общественная мысль века выразилась в творчестве Вольтера (1684—1778), который изобразил историю общества как тернистый путь развития образования. В своих философских повестях «Кандид», «Задиг», «Микромегас», научных трактатах, пьесах, фельетонах философ в блестящей литературной форме выразил идеи «свободы, равенства, братства» всех людей. Главным героем его произведений неизменно оставался разумный человек вне каких-либо сословных ограничений. Один из наиболее радикально настроенных просветителей Жан Жак Руссо (1712—1778) видел причину социального неравенства в частной собственности. В трактате «Рассуждения о начале и основаниях неравенства» Руссо защищал республиканские демократические порядки, обосновывал право народа на свержение монархии. Идеализируя «естественное состояние» человечества, прославляя культ природы, Руссо полагал, что главной помехой естественному развитию человека служит отсутствие должного воспитания, проникнутого гуманностью и демократизмом. Эти идеи нашли выражение в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании».

Художественная жизнь Разума и Просвещения поражает необычайным разнообразием стилей: помимо барокко и классицизма он вместил рококо, сентиментализм, предромантизм. Все это нашло яркое воплощение не только в живописи и скульптуре, но и в архитектуре, в музыке.

Основная тенденция Рококо (от фр. «рокайль» — «раковина», прихотливость форм которого и дала название стилю) в искусстве — полная асимметрия, атектоничность. Плоскость стены завешивалась зеркалами и декоративными панно в асимметричном обрамлении. Каждую вещь покрывали гирляндами завитков, инкрустациями и нежными узорами, скрывающими строение предмета. Декоративность и мажорность рококо с особой силой выразились в картинах Буше, изображавшего пастушеские идиллии, кокетливые мифологические сцены с нимфами и амурами. Наряду с рококо существовало другое направление — сентиментализм, который в живописи представляли Фрагонар и Грез. В своих полотнах, посвященных бытовым и семейным сценам, историческим сюжетам, эти мастера стремились передать через героев нравственное начало, присущее людям третьего сословия, чья простота, нравственность, серьезность противостояли аристократическим вкусам.

В недрах искусства XVIII в. зародились направления, сближающие его со следующим столетием. Это прежде всего относится к критическому реализму, основоположником которого считается английский мастер У. Хогарт, запечатлевший в своих картинах и гравюрах нравы современного ему высшего общества. Больших успехов в области психологического портрета добились английские мастера Рейнолдс и Гейнсборо, французский живописец Морис Кантен де Латур и скульптор Ж. Гудон, ставшие символом достижений искусства XVIII в.

назад к списку новостей »