Изобразительное искусство Италии
Среди итальянских мастеров наибольший интерес представляет живопись Маньяско.
Алессандро Маньяско (1667 — 1749), прозванный Лиссандрино, родился в Генуе в семье художника. В начале 1690-х гг. он переехал в Милан, где записался в ученики к местному живописцу-портретисту Ф. Аббиати. Общая обстановка в Милане, находившемся под владычеством Испании с ее инквизицией и застенками, сильно повлияла на молодого художника. Из-под его кисти выходили полотна, соответствующие реальной жизни тогдашней Италии, в которых художник постепенно приходил к обостренной, гротесковой, личностной манере живописи.
Миланский период — время творческой зрелости мастера. В его картинах как бы возродились традиции плутовского романа, получившего широкое распространение в Европе.
Маньяско с помощью гиперболы не только высмеивал одиночество человека в окружающем мире, но и заставлял зрителя с сочувствием относиться к героям своих полотен. Одна из самых знаменитых работ — картина «Обучение сороки», которая написана в характерной для Маньяско манере «аль трокко» (живопись мазками). Картина вызывала удивление и казалась на первый взгляд абсурдной. Знаменитый цикл картин Маньяско на тему монастырской жизни, в котором он последовательно, шаг за шагом, проследил жизнь и быт монахов, приходится на 1720-е гг. Из картины в картину переходит один и тот же типаж: костлявый человек с удлиненными конечностями, маленькой яйцевидной головой, одетый в серовато-бурый балахон. Общий темно-коричневый с охристым оттенком колорит полотен подчеркивал безрадостность монашеского существования. Даже в тех произведениях, которые Маньяско посвятил событиям скорее радостным и идеалистическим, чувство страха и меланхолии не покидало его живопись; ярким свидетельством тому служит цикл фресок для Кастелло Висконтео в Бриньяно. Маньяско развивал романтическую линию, намеченную в жанровых и пейзажных картинах Сальватора Розы. Гротескно-сатирические образы жанровых картин с большой силой отразили реальную историческую ситуацию, которую переживала Италия в начале XVIII в. Будучи новатором в области живописного языка, Маньяско довел его до высшей степени активности, что выразилось в неповторимом взгляде художника на мир.
Расцвет искусства Венеции произошел с самого начала столетия благодаря творениям ведущих мастеров монументальной живописи С. Риччи, Д.Б. Пьяццетты, Д.Б. Тьеполо.
Джованни Баттиста Пьяццетта (1682 — 1754) в раннем периоде творчества находился под влиянием Караваджо. Монументальные алтарные композиции Пьяццетты исполнены драматизма, силы и темперамента. Потоки света пронизывают все сцены, придавая формам объемность и убедительность. Пьяццетта известен также как великолепный жанрист. Его «Гадалка» поражает своим динамизмом, пластикой форм и полным ощущением реальности.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696 — 1770) считается последним великим мастером европейского барокко. Тьеполо прославился в первую очередь как автор больших фресковых ансамблей, но он писал и станковые картины, портреты, создавал рисунки и офорты. В своих монументальных фресках, поражающих громадными пространствами, пронизанными воздухом и залитыми ярким светом, Тьеполо развивал принципы плафонной живописи XVII в. с присущим ей обилием человеческих фигур в резких неожиданных ракурсах. Тьеполо в своей живописи пошел дальше всех предшественников: отбросив архитектурный декор, он помещал своих персонажей прямо на карнизах и еще выше — в облаках, вызывая ощущение, что мифологические фигуры ничем не связаны с земными обитателями. Реальность и вымысел, сплетенные воедино во фресках Тьеполо, поражают необычайной воздушностью, мягкостью, богатством и нежностью цвета. Произведения Тьеполо пользовались громадным успехом при дворах Европы. В 1750 г. он расписал Императорский зал дворца в Вюрцбурге фресками, одна из которых изображает императора Фридриха Барбароссу, облекающего властью первого епископа Вюрцбурга, другая — бракосочетание Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской. Тьеполо — автор величайших композиций «Пир Клеопатры» и «Встреча Клеопатры с Антонием», созданных для подмосковной усадьбы «Архангельское».
Пейзажная живопись в Венеции XVIII в. развивалась в двух направлениях: архитектурном и видовом, или ведутном. Наибольшим признанием пользовался пейзаж ведута. Подлинным мастером ведуты стал Джованни Антонио Каналетто (1697—1768). В его картинах с добросовестной правдивостью и совершенной перспективой воспроизводились интересные уголки города. Тщательно выписанные здания как бы окутаны влажным воздухом, наполнены золотистым светом, населены множеством человеческих фигур, омыты зеленоватыми водами Адриатики, где различима каждая волна. Городские пейзажи Каналетто включали и элементы жанра, бытописания. Это относится к его картине «Площадь Сан-Марко», где просматриваются фасады Сан-Марко и Дворца дожей, лоджия Сансовино, колонна Св. Марка. На площади виднеются группы людей из разных сословий, хотя преобладают представители «благородных» слоев общества.
В Венеции был известен жанр «фантастической ведуты», крупнейшим представителем которого стал Франческо Гварди (1712— 1793). В его холстах сама по себе фантастическая Венеция обретала еще больше сходство с миражом. При этом главное место отводилось передаче стихии воздуха и воды, как будто тонущих в зеркале вод гондол, фигурок людей.
Жанровая живопись Венеции XVIII в. была представлена Пьетро Лонги (1702—1785), посвятившим себя темам празднеств. Танцы, маскарады, народные развлечения, сцены в игорном доме, театре, цирке — все становилось для него поводом для изображения колоритной венецианской жизни.