12.09.2014

Изобразительное искусство Древней Руси


изобразительное искусство древней руси

Период в истории русского искусства, открывшийся с возникновением Киевского государства в IX в. и продолжавшийся вплоть до Петровских реформ начала XVIII в., принято называть древнерусским. В 1000-летней истории страны на его долю приходится более семи веков. Затянувшееся Средневековье — результат особенностей исторического пути России. Древнерусское искусство развивалось по-своему динамично, ему мы обязаны высочайшими взлетами национального художественного гения.  О дохристианском периоде Древней Руси известно мало, памятников IX — X вв. почти не сохранилось. Но о достаточно высоком уровне эстетической культуры свидетельствует сам факт способности Руси тонко чувствовать и ценить прекрасное. Летописный рассказ «Повести временных лет» о выборе веры и восхищении послов князя Владимира красотой храма Святой Софии Константинопольской мог бы стать эпиграфом ко всему древнерусскому искусству, центральной темой которого было переживание красоты как святости.

Приняв христианство, Русь уже к XI в. становится сильным государством с развитой культурой. В исторически короткий срок на Руси создается множество выдающихся произведений искусства. Архитектура и живопись Руси домонгольского периода теснейшим образом связаны с усвоением и творческой переработкой византийской художественной традиции. Вместе с тем рано обнаруживается своеобразие и самобытность русского творчества. Примером может служить ансамбль фресок Софийского собора (1037) в Киеве, включавший уникальные композиции светского содержания, которые сохранились на стенах и столпах двух лестничных башен. Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, борцов, всадников. Главной композицией фресковых росписей Софии был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа против алтаря. Сам Ярослав был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Монументальная живопись Новгорода домонгольского периода свидетельствует об упорных творческих исканиях и о широких культурных связях. Обращение к романскому искусству сообщило ей гораздо большую экспрессию, повышенную эмоциональную выразительность.

Во второй половине XII в. новгородская живопись (фрески Аркажской церкви и храма Георгия в Старой Ладоге) подобно архитектуре вырабатывает собственные характерные черты. Скупыми живописными средствами создавались сильные, выразительные образы, исполненные непосредственности и прямоты чувств. Росписи церкви Спаса Преображения на Нередице, погибшие в годы Отечественной войны, являли собой законченный ансамбль, дающий представление о составе, композиционном строе, характере новгородской живописи домонгольского периода. Фрески, не считаясь с архитектурным членением храма, подобно цветистому ковру покрывали нередицкую церковь сверху донизу.

Сложная по своему составу нередицкая роспись отличалась большой художественной цельностью. Здесь ясно выступали характерные особенности новгородской живописи — конкретность трактовки событий священной истории и предельная выразительность образов. Дмитриевский собор (1193—1197), построенный Всеволодом в честь своего покровителя Святого Дмитрия Солунского во Владимире, расписывали константинопольские мастера. Уцелели росписи сводов под хорами. Живопись собора представляет собой выдающееся произведение византийского искусства.

Особый раздел искусства домонгольской эпохи — иконопись. Памятников до нас дошло очень мало, но все они высочайшего художественного качества. Первые иконы были привезены на Русь из Царьграда. Работавшие в стране греческие иконописцы воспитали первое поколение русских учеников. Через византийцев русские прикоснулись к античной традиции. В домонгольской иконописи ясно прослеживается общая линия развития византийско-балканского искусства. Однако, как ни сильно и плодотворно было воздействие на древнерусскую иконопись византийской, это не исключало между ними расхождений, которые проявились уже в древнейший период.

Ранние иконы отличаются не характерными для Византии большими размерами, подчеркнутой монументальностью. В них царит эпическое спокойствие, изображены величественно-спокойные фигуры с устремленным на зрителя взглядом. К господствующему византийскому направлению принадлежат такие великолепные произведения, как «Спас Нерукотворный» (с «Поклонением кресту» на обороте), «Устюжское Благовещение», «Ангел Златые Власы».

Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного XII в. была написана в Новгороде. Согласно легенде о Нерукотворном образе изображение возникло по воле самого Иисуса Христа в помощь страждущему человеку, поэтому лик Спаса Нерукотворного часто помещали над вратами крепостей, на воинских стягах. Иконописцу удалось передать в образе Спаса соединение человеческого и божественного, недоступного. Мощной линией с предельной ясностью выведены благородные черты лика. Подтверждая его особую природу, поверхность живописи сияюща и непроницаема, написана теплым тоном, абсолютно слитными мазками — «плавями».

В основе «Устюжского Благовещения» лежит образец, восходящий к раннехристианскому искусству. Крупно, в полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены здесь участники события — архангел Гавриил и Богородица. Отсутствуют детали, обозначающие место действия. «Устюжское Благовещение» являет собой пример глубокой символики средневекового искусства. Вместе с тем это произведение дает возможность почувствовать особенности иконописи домонгольского периода, ее торжественный монументальный строй. В самой моделировке фигур и ликов чувствуются отзвуки эллинистического искусства. Но то внимание, которое художник уделяет силуэтам, уже свидетельствует о господстве принципа плоскостности, свойственного древнерусской живописи.

Высокие традиции византийской живописи русский мастер использовал органически и плодотворно, истолковывая их по-своему. Икона «Богоматерь Великая Панагия» (Всесвятая), называемая по месту происхождения «Орантой Ярославской», по одной из гипотез, вызванных к жизни необычайной значительностью произведения, написана первым легендарным русским живописцем Алимпием. Икона удивляет яркостью колорита, обилием золота, скульптурной отточенностью форм, торжественной священной неподвижностью. «Богоматерь Великая Панагия» из Ярославля уникальна.

Икона Дмитрия Солунского на троне довольно точно воспроизводила композицию греческого образца. Однако русский мастер стилистически переработал его путем усиления линейных акцентов. По-новому трактован и сам образ Дмитрия, в котором как бы воплощен русский воинский идеал. Легенда, по-видимому, не случайно связывает икону с личностью великого князя Всеволода (Дмитрия) Большое Гнездо. По сравнению с этим могучим образом святые воины на византийских иконах выглядят не только отрешенно-идеальными, но и значительно менее сильными. Наряду с влиянием Византии в древнерусском искусстве домонгольской поры можно наблюдать и иные устремления, связанные с народным искусством, выработкой собственных художественных идеалов.

назад к списку новостей »