12.09.2014

Изобразительное искусство России


изобразительное искусство россии

Русская живописная школа в связи с петровскими реформами столкнулась с теми же задачами, что и западноевропейская на заре Возрождения: открытие земного мира. При этом Россия обладала многовековым опытом воплощения идеальной личности в иконе.  Ведущей тематикой в обновленном русском искусстве стала именно портретная живопись — к тому же весьма востребованная современниками: казенные учреждения в обязательном порядке украшались изображениями государя, в знатных домах создавались семейные портретные галереи. Торжество светской тематики в живописи имело характер внезапного переворота с неизбежным привкусом глумления над поверженной древнерусской традицией.

Уже при Петре I в России появился светский живописец европейского уровня — коренной москвич Иван Никитин (1690—1742). Отправленный для обучения в Италию, с 1720 г. занимавший пост придворного художника, в 1732 г. Никитин был арестован за чтение «пасквиля» на одного из вельмож и сослан в Тобольск, где он работал и имел учеников. Портреты кисти Никитина абсолютно лишены нередкой для мастеров этого времени шаблонности: художник почти всегда улавливал неповторимость своего героя и точно воплощал его индивидуальность.

Младшим современником Никитина был Андрей Матвеевич Матвеев (1701 — 1739), также посланный Петром учиться живописному искусству за границу — в Нидерланды. Вернувшись в 1727 г. в Петербург Матвеев стал ведущим живописцем Канцелярии от строений — центрального архитектурно-строительного ведомства. Естественно, что основные его силы были отданы декоративным росписям в Петропавловском соборе, в нескольких дворцах — к сожалению, не дошедшим до нашего времени. Однако Матвеев снискал славу и прекрасного портретиста.

Наиболее значительный представитель русской школы 1740-х гг. — Иван Вишняков, ученические годы которого прошли в Оружейной палате. Ведущей линией его творчества стал парадный портрет, выражающий петровский идеал дворянина — пожизненного слуги государства.

Наряду с парадными портретами в 1750-х гг. появилась новая версия этого жанра — портрет камерный, или «домашний», изображающий человека в непринужденной обстановке. Один из первых портретистов такого рода — Алексей Петрович Антропов, родственник Матвеева и ученик Вишнякова. Его работы еще сохраняют печать «парсунной» застылости, но в соединении с энергичной пластикой формы она придает образам особую значительность и экспрессию.

В середине столетия начинается творческий путь замечательного живописца Ивана Аргунова (1729 — 1802) — крепостного графов Шереметевых. Его кисть одновременно и точна, и легка, образы привлекательны, но загадочны. Во второй половине XVIII в. в содержании творчества портретистов происходит значительная перемена: барочные парадные изображения, отражавшие прежде всего заслуги заказчика и место его на социальной лестнице, постепенно вытеснялись портретом камерным: интерес художника сосредоточился на неповторимой жизни личности.

Увертюрой к новому этапу русской живописи стало творчество Федора Рокотова (1735 — 1808). Будучи по рождению крепостным, Рокотов стал одним из первых членов Российской академии художеств; в конце 1760-х гг. вышел в отставку и поселился в Москве, где его талант раскрылся во всем своем блеске. Рокотов — первый в России художник-психолог. Если его предшественники — Вишняков, Антропов — сразу выявляли в облике своих героев всю полноту их индивидуальности, то Рокотов «только представляет» зрителю своих заказчиков — барственного вольнодумца В.Н. Майкова (портрет конца 1760-х гг.), безумного фантазера Н.Е. Струйского и его тихую, печальную жену (1772), озорную «Неизвестную» в розовом платье (1770) или приветливую В.Н, Суровцеву (вторая половина 1780-х гг.). Все они делаются живыми нашими собеседниками, при каждой встрече раскрывая все новые и новые грани душевного мира. Сродни чудесной глубине рокотовских образов артистичная манера его живописи: легко скользящие мазки; неяркие, но звучные краски.

Иным, более мажорным восприятием мира отличался современник Рокотова Дмитрий Левицкий (1735 — 1822), ученик А.П. Антропова. Расцвет его творчества также пришелся на 1770 — 1780-е гг. Практически первые самостоятельные работы Левицкого — циклы портретов частных лиц.

По заказу императрицы в 1773 — 1776 гт. Левицкий написал серию портретов воспитанниц двух первых выпусков Смольного института. Девушки на его полотнах как бы держат экзамен, демонстрируя зрителю светскую грацию и безупречность манер — и (уже невольно) безыскусное обаяние юности, перед которой открывается большой мир. Настроение праздника усиливает живописный почерк Левицкого — изысканный, обстоятельный, неизъяснимо «вкусный». Не меньше чем черты его героев, художника занимает стихия предметного мира — великолепно переданные ломкие складки атласа, тяжесть бархата.

Среди следующего поколения российских живописцев следует выделить Василия Боровиковского (1757—1825), родившегося на Украине, в казачьей семье, давшей несколько поколений иконописцев. Благодаря успеху росписей, выполненных молодым Боровиковским в одном из путевых дворцов, где остановилась Екатерина II во время поездки в Крым (1787), перед отставным казачьим офицером открылась блестящая художественная карьера. Боровиковский украшал столичные храмы (в том числе Казанский собор в 1804 — 1812 гг.), работал и как миниатюрист. Лучшие его портреты относятся к 1790-м гг. Его манере присущи задушевный лиризм, гармоничная связь образов и фона; вместе с тем некоторая шаблонность композиционных мотивов, склонность к характерным лирическим «формулам» (что отличает его от никогда не повторявшихся Левицкого и Рокотова и роднит с портретистами середины столетия). Боровиковский выступил выразителем сентиментализма в изобразительном искусстве.

назад к списку новостей »