12.09.2014

Изобразительное искусство Фландрии XVII в.


изобразительное искусство фландрии

Особенность фламандского искусства первой половины XVII в. — его жизнеутверждающая, оптимистическая направленность. Для этого времени характерно сосуществование многих не похожих друг на друга направлений: романизма, караваджизма, символико-аллегорических тенденций, итальянизирующего уклона, возглавляемого Рубенсом. Но по сути, Рубенс и его мастерская, где работали такие выдающиеся мастера, как А. ван Дейк, Я. Йордане и Ф. Снейдерс, представляют всю фламандскую школу XVII в.

Фламандское барокко наиболее ярко выражает творчество Питера Пауля Рубенса (1577—1640). Он родился в немецком городке Зигене, образование получил в Антверпене, в иезуитской школе. Рубенс свободно владел шестью европейскими языками. Одновременно Рубенс находится при дворе эрцгерцогини Изабеллы в качестве пажа, где приобретает светские манеры. В 1593 г. молодой художник поступил в мастерскую знаменитого Отто Вениуса, а с 1600 г. по 1608 г. находился в Италии, работал в Милане при дворе герцога Гонзага. Заметное влияние оказали на него картины Караваджо. Творчество Рубенса делят на три периода: ранний — до 1620 г., зрелый — 1620 — 1630 гг., поздний — с 1630 г. В раннем периоде в творчестве мастера заметно влияние Караваджо. Особенно ярко оно проявилось в больших алтарных композициях, например «Снятие со креста» (1612—1614). Жесткая манера, точный рисунок, некоторая парадность отличают эту грандиозную композицию. Одновременно картина полна неистового напряжения и мощного порыва, чуждых Караваджо. Алтарные образы Рубенса этого периода рассчитаны на интерьер церкви. Одной из главных тем Рубенса становится мифологическая композиция, в которую вошли такие знаменитые полотна, как «Союз земли и воды», где разворачивается тема утверждения могучей силы бытия, полнокровие и здоровая чувственность. Отсюда повышенная роль обнаженного человеческого тела. В отличие от древних греков и итальянцев Возрождения, ценивших в человеческом теле ритм линий, Рубенс воспринимал тело как живописное пятно. Пример тому — «Вакханалия» (1612). Эллиптическая композиция, ритмически чередующиеся контрасты света и тени (знаменитые «арабески»), закругленные линии — все придает этой картине настроение вечного пиршества жизни.

Цикл «История Марии Медичи» (1622 — 1625), состоящий из 20 композиций, открывает зрелый период творчества Рубенса. Это барочные пышные картины, где реальные события и персонажи накрепко переплелись с аллегорическими и мифологическими. И недаром одна из наяд с панно Рубенса позднее, уже в XIX в., вдохновила Э. Делакруа, великого романтика, назвавшего Рубенса «Гомером живописи», на создание своего шедевра «Данте и Вергилий». После женитьбы на Е. Фоурмен искусство Рубенса обрело гораздо больше чувственности, эмоциональной насыщенности, сопричастности природе. Из-под его кисти в это время вышли такие шедевры, как «Вирсавия», «Шубка», замечательные пейзажи, портреты, в том числе и «Автопортрет» (1638). Портрету в творчестве Рубенса отводилось довольно скромное место.

Антонис ван Дейк (1599 — 1641) начал работать в мастерской Рубенса. Он появился у Рубенса в 1617 г., поразив мэтра блестящим талантом и ранней зрелостью. Мастерство 18-летнего художника было настолько велико, что Рубенс стал ему давать самостоятельные заказы. В ранних композициях ван Дейка отчетливо прослеживается влияние его учителя, особенно в картинах на религиозные и мифологические сюжеты. Проработав у Рубенса несколько лет, в возрасте 21 года ван Дейк отправился в многолетнее путешествие по Италии, где снискал шумный успех, особенно в Генуе. Он создал портреты генуэзской знати (Бальби, Паллавичини, Спинола). Эти портреты отличает монументальная обобщенность силуэта, изящество поз, величавое звучание колорита, а также наличие оттенка усталости и пресыщенности.

Второй антверпенский период творчества относится к 1627 — 1632 гг., когда ван Дейк получил статус придворного художника эрцгерцога. Наряду с алтарными образами и мифологическими композициями из-под его кисти вышли такие работы, как «Портрет Снейдерса», «Портрет Стевенса».

В 1632 г. ван Дейк отправился в Англию, где стал придворным художником короля Карла I и написал множество парадных портретов. Рассказывают, что ван Дейк занимался в течение одного дня несколькими работами. Эскиз с модели занимал не более часа, остальное, особенно одежда и руки, дописывались в мастерской учениками со специальных натурщиков. Парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.

Ван Дейк умер в Британии, где выдающиеся портретисты XVIII в. Дж. Рейнолдс и Т. Гейнсборо причислили его к родоначальникам английской школы портрета.

Крупнейший фламандский мастер Якоб Йорданс (1593 — 1678) не посещал Италию, его творчество в значительной степени развивалось на народной основе. Из работ итальянских мастеров он был знаком только с полотнами Караваджо. Йорданс трактует религиозные и мифологические сюжеты в жанровом плане, что хорошо заметно в картине «Сатир в гостях у крестьянина» (1620). К этой теме на сюжет басни Эзопа художник обращался неоднократно. «Бобовый король» — другой часто повторяющийся мотив в творчестве Йорданса. Художник изобразил традиционный праздник: в «короли» выбирают того, кому достанется боб, запеченный в пироге.

По мироощущению Йордансу близок еще один крупный фламандский мастер — Франс Снейдерс (1579 — 1657). Он создавал свои монументальные натюрморты, прославлявшие щедрость и богатство природы, для украшения парадных интерьеров дворцов. В картинах Снейдерса часто присутствует человек в окружении даров природы, поражающих своим изобилием. Его манеру письма отличает виртуозность в передаче фактуры предметов. Гигантские размеры холстов Снейдерса, бурная динамика предметов создают впечатление беспрерывного движения.

назад к списку новостей »