12.09.2014

Классицизм и романтизм во Франции


классицизм и романтизм во франции

Одним из наиболее известных художников этого периода был Жак Луи Давид, который с 1804 г. стал первым художником императора Л. Бонапарта. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784), портреты («Врач А. Леруа», 1783).

В годы Великой французской революции Давид — организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в том числе посвященных актуальным современным событиям («Смерть Марата», 1793). Позже пришел к отвлеченным рассудочным образам («Сабинянки», 1799). В 1801 г. Давид написал знаменитый «Переход Бонапарта через Альпы». Картина напоминает и другое знаменитое полотно Давида «Коронация Наполеона», представляющее зрителю своеобразную галерею портретов деятелей нового «наполеоновского мира».

В 1797 г. в мастерскую Давида поступил в качестве ученика Жан Огюст Доминик Энгр (1780 — 1867) — один из самых ярких, талантливых и противоречивых художников XIX в. Новаторские черты возникают уже в ранних произведениях Энгра. Узаконенная в академии скульптурная лепка форм сменилась у него утонченной ритмикой линейных контуров, гиперболизацией и сознательным нарушением пропорций. Энгр рисовал невероятно быстро, но отделывал и заканчивал свои наброски годами. Энгр вошел в историю искусства как мастер портрета. «Портрет Бертена», издателя, был написан Энгром в 1832 г. Это полотно было признано шедевром. Лучшие портреты: «Мадам Муатесье», «Гране», «Мадам Девосэ», где проявилось разнообразие его подхода к модели. Первая половина века прошла под знаком романтизма. Главной проблемой живописи стал цвет: он поглотил пластическую форму и отверг скульптурные модели.

В живописи первым крупным произведением романтизма стала картина Теодора Жерико (1791 — 1824) «Плот «Медузы». Художник обращается к современному сюжету. Жерико сумел обобщить случайное событие — гибель фрегата — до масштабов исторической трагедии.

Дальнейшее развитие идеи романтизма получают в искусстве Делакруа. Эжен Делакруа (1798— 1863) родился в Шарантоне, близ Парижа, в семье дипломата. В 1805 г. семья Делакруа переезжает в Париж. В 1815 г., после окончания Императорского лицея, Делакруа поступил в мастерскую Герена, ученика Давида. Именно там формируется его представление об идеале современного искусства, говорящего ярким и взволнованным языком. Именно таким стало первое крупное произведение Делакруа «Данте и Вергилий» (1822), своим неистовым динамизмом перекликающееся с полотнами Рубенса, ставшего кумиром романтиков. Полотно «Резня на Хиосе» (1824) открывает цикл картин, посвященных событиям современной истории — войне за независимость Греции. В этой картине Делакруа ставит одну из основных проблем романтизма — синтез прекрасного и безобразного. Здесь и лежащий в пыли и крови умирающий грек, и посиневший труп женщины, и то, что казалось грубым нарушением канонов «чистого искусства», — разорванная композиция, яркие краски, темпераментный рисунок. Одно из самых поэтических произведений художника — большое полотно «Алжирские женщины» (1833— 1834). Это некое видение, созданное воображением романтика. Делакруа воплотил лучшие качества романтизма: яркую эмоциональность и красочность образов, могучее воображение, он часто обращался к Библии, античной поэзии, средневековой литературе, к поэзии Возрождения.

назад к списку новостей »