Изобразительное искусство Голландии XVII в.
Голландская школа живописи возникла в первые годы XVII в. одновременно с образованием в 1609 г. Республики Соединенных провинций, которую по названию самой крупной провинции стали именовать Голландией. Правящим классом в этом первом в мире буржуазном государстве стало бюргерство. Относительная веротерпимость господствующей религии — кальвинизма — способствовала созданию благоприятной атмосферы для философского, научного и художественного творчества. Голландскую школу живописи в целом можно назвать жанровой, подразделявшейся на портретный, бытовой, пейзажный, натюрмортный жанры. Каждый художник работал в определенном жанре: морские виды, цветы.
Заметное место в голландской живописи занимал натюрморт. Ранние натюрморты появляются в Харлеме, где изображали «завтраки». Там работали два выдающихся мастера — Питер Клас (1597-1661) и Виллем Хеда (1594-1680). В Утрехте писали картины с изображением цветочных букетов, в Гааге — рыбные натюрморты, в Лейдене, университетском центре, чаще обращались к теме Vanitas, т. е. суетности, бренности земной жизни. Голландский натюрморт, как считают исследователи, представляет ярчайший образец риторической культуры в живописи: изъятые из окружающего мира предметы, по-особому организованные в изобразительном пространстве, вступают в новые, иногда неожиданные связи друг с другом, наполняясь новым смыслом. В известном натюрморте Хеды «Ветчина и серебряная посуда» (1649) тема бренности подчеркивается не только опрокинутой серебряной чашей и хрупким стеклянным бокалом без вина, но и погасшей свечой. Ян Стен (1626-1679), Габриель Метсю (16291667), Питер де Хох (1629-1684) и Герард Терборх (1617—1681) поэтически воспевали домашний уют, праздники, будни.
Особняком среди «жанристов» стоит творчество гениального Яна Вермера Делфтского (1632 — 1675). Он стремился показать человека в минуту одиночества, когда тот полностью погружен в свои мысли. Работы Вермера обращены к чувству зрителя: они словно приглашают разделить с персонажами уютную, пронизанную покоем атмосферу этих сцен. Его картины подобны поэзии: чувствуется настроение персонажа. Кругом царит тишина, неподвижность, покой. И все погружено в особую атмосферу, сотканную из света и воздуха.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669) — гениальный портретист, мастер исторической картины, религиозной и мифологической композиции. Он объединяет в своем творчестве великого живописца, гравера и рисовальщика. Его искусство выходит за пределы голландской школы. Творчество Рембрандта обычно делят на два периода: «лейденский» и «амстердамский». К первому ученическому периоду (1625 — 1632} относятся такие картины, как «Изгнание торгующих из храма» (1620), «Неверие апостола Фомы» (1629), «Симеон в храме» (1631). В последней картине впервые возникает светотень — некий эмоциональный фон, создающий ощущение грандиозности. Именно графика «лейденского» периода как бы подготавливает рождение будущего «мастера драматических контрастов», которым позднее становится Рембрандт.
«Амстердамский» период начинается с 1632 г., когда художник переехал в самый крупный город Голландии. Первые годы Рембрандт пользуется успехом у заказчиков. Он молод, полон энергии, деньги от заказчиков текут рекой. После появления картины «Ночной дозор» между Рембрандтом и заказчиками возникло непонимание. Вместо группового портрета с присущими ему парадностью и жанровостью Рембрандт создал историческое полотно, символизирующее энергию, пафос новой республики Голландии. Вся ее центральная часть призвана олицетворять идею мира и единения нации. Однако заказчики не оценили шедевра художника и потребовали деньги обратно.
С этого момента начался упадок карьеры Рембрандта. В 1656 г. Рембрандт был объявлен несостоятельным должником. Его имущество и коллекция картин были проданы с аукциона. Но, к счастью, это не помешало стремительному и мощному развитию его таланта. Художник пережил всех, кто был ему близок и дорог: первую жену Саскию, сына Титуса, вторую жену Хендрикье Стоффельс. В середине 1660-х гг. Рембрандт завершает картину «Возвращение блудного сына». Все предельно просто и внутренне значительно в этой картине. Тема прощения и радости встречи составляет ее содержание. Здесь царят покой и безмолвие. И только цвет — от напряженно звучащего оранжево-красного мантии отца до глухо-коричневого тонов фона — воспринимается как выражение чувства радости, объединяющего всех персонажей картины. К сожалению, Рембрандт не пользовался почетом у современников.