Изобразительное искусство Франции XVII в.
Абсолютизм установился во Франции к началу XVII в. Энергичное правление Генриха IV, а затем кардинала Ришелье привели к возникновению централизованной монархии. Этим объясняется преобладание идей классицизма в искусстве: тема гражданского долга, победы общественного начала над личным, идея разумности природы, обращение к идеалам Древней Греции и республиканского Рима.
Французское искусство этого периода открывается творчеством Жака Калло (1592 — 1635). Он происходил из Нанси, в течение всей жизни был связан с крупнейшими княжескими дворами Европы. В ранних образах Калло заметно влияние итальянской комедии масок, необычайно выразительных и фантастических (серия «Балли», 1622). Серия «Каприччи» (1617) включает целую галерею типов: горожан, крестьян, солдат и нищих. Наиболее сильны многофигурные композиции Калло — две серии «Бедствия войны» (1632 — 1633). При всем внешнем бесстрастии, изображении общей массы, тысячи персонажей Калло добивается большой правдивости, изображая бесчисленные сцены казней, пожаров, наказания мародеров. Тема бедствий войны приобретает в его цикле общечеловеческий смысл.
В творчестве Жоржа де Латура (1593 — 1652), открытого только в 1915 г., прослеживается воздействие Караваджо и местной позднеготической традиции. Художник родился в Лотарингии, в юности он видел шедевры Караваджо, которые оказали на него большое влияние. Однако в отличие от Караваджо с его брутальностью Латур избегал жестких натуралистических сцен. Его искусство отличают тонкое настроение, серьезность, лиризм. Основной эмоциональный стержень Латура — одухотворение. Свет выполняет роль духовного озарения.
К этому же периоду относится деятельность братьев Ленен. Самый выдающийся из них — Луи Ленен (между 1600 и 1610 — 1648) — мастер крестьянского жанра. В отличие от полотен А. Броувера, Я. Йорданса, Д. Тенирса крестьяне на картинах Ленена наделены эпическим спокойствием, благородством, скромностью и чувством собственного достоинства. Композиция его статична и уравновешена. Фигуры располагаются в одной пространственной зоне, как в античном рельефе. Один из современников отмечал, что «деревенские сцены Лененов обладают строгостью больших композиций Пуссена».
Крупнейший представитель классицизма во французской живописи — Никола Пуссен (1594— 1665). Истый поклонник античности, он почти всю жизнь прожил в Италии. «Культ разума» сделался программным в его творчестве. Пуссен создал особую изобразительную систему, где главенствовали «модусы», или «лады».
По мнению художника, для выражения темы нравственного подвига незаменим «дорийский лад», радостной теме соответствует «ионийский лад». В соответствии с «ионийским ладом» художник написал картину «Царство Флоры», в которой царят приподнятость образов, эмоциональность, яркий, интенсивный цвет, радостные, поэтические мелодии. С середины 1640-х гг. Пуссен обращается к героическому пейзажу. Пейзаж тщательно построен, разделен на планы, горизонт замкнут, каждый элемент природы предельно обобщен.
Другим крупнейшим классицистом XVII в. был Клод Лоррен (1600 — 1682). Он обратился к особому типу пейзажа — идиллии, в котором всегда преобладало личное настроение художника.