06.09.2014

Живописная система «клуазонизм»


портрет эмиля бернара тулуз лотрек

Портрет Эмиля Бернара. Тулуз-Лотрек. 1886 г.

Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — живописная система, разработанная в 1887 г. французскими художниками Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном, позже воспринятая Полем Гогеном, которая легла в основу его живописного синтетического символизма. Название клуазонизм напоминает о технике перегородчатой эмали (клуазон), где цветовые зоны отделены друг от друга специальными перегородками из металла, совпадающими с контурами изображений. Новизна этой системы состояла в отказе от использования на полотне цветовых переходов и полутонов, так как все цвета разделялись извилистыми, причудливо изгибающимися контурными линиями, напоминающими перегородки. Подобная техника придавала изображению предельную плоскостность и декоративность, а фигуры воспринимались как плоские тени, наложенные на живописную поверхность. Термин клуазонизм ввел в обиход парижский критик Эдуард Дюжарден в статье, где давал оценку работам, представленным Луи Анкетеном в начале 1888 г. на выставке Группы двадцати в Брюсселе, а затем в парижском Салоне Независимых. Отмечая несомненное влияние на новую живописную систему народного искусства и японской гравюры, Дюжарден писал, что художник вычерчивает свой рисунок замкнутыми линиями, накладывает между ними различные цвета, сопоставление которых создает ощущение единого заранее задуманного колорита, так что рисунок подчеркивает цвет, а цвет подчеркивает рисунок. Таким образом, работа художника становится похожа на перегородчатые эмали и техника его сводится к своего рода клуазонизму.

портрет дамы анкетен

Портрет дамы. Л. Анкетен. После 1888 г.

бульвар клиши анкетен

Бульвар Клиши. Л. Анкетен.

сбор урожая эмиль бернар

Сбор урожая. Эмиль Бернар. 1888 г.

назад к списку новостей »