Живописная система «клуазонизм»
Портрет Эмиля Бернара. Тулуз-Лотрек. 1886 г.
Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — живописная система, разработанная в 1887 г. французскими художниками Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном, позже воспринятая Полем Гогеном, которая легла в основу его живописного синтетического символизма. Название клуазонизм напоминает о технике перегородчатой эмали (клуазон), где цветовые зоны отделены друг от друга специальными перегородками из металла, совпадающими с контурами изображений. Новизна этой системы состояла в отказе от использования на полотне цветовых переходов и полутонов, так как все цвета разделялись извилистыми, причудливо изгибающимися контурными линиями, напоминающими перегородки. Подобная техника придавала изображению предельную плоскостность и декоративность, а фигуры воспринимались как плоские тени, наложенные на живописную поверхность. Термин клуазонизм ввел в обиход парижский критик Эдуард Дюжарден в статье, где давал оценку работам, представленным Луи Анкетеном в начале 1888 г. на выставке Группы двадцати в Брюсселе, а затем в парижском Салоне Независимых. Отмечая несомненное влияние на новую живописную систему народного искусства и японской гравюры, Дюжарден писал, что художник вычерчивает свой рисунок замкнутыми линиями, накладывает между ними различные цвета, сопоставление которых создает ощущение единого заранее задуманного колорита, так что рисунок подчеркивает цвет, а цвет подчеркивает рисунок. Таким образом, работа художника становится похожа на перегородчатые эмали и техника его сводится к своего рода клуазонизму.
Портрет дамы. Л. Анкетен. После 1888 г.
Бульвар Клиши. Л. Анкетен.
Сбор урожая. Эмиль Бернар. 1888 г.