Каналетто (1697 — 1768)
Славу Каналетто принесли его красочные виды Венеции. Они охотно покупались и, распространяясь по всему миру, сделав этот город необыкновенно популярным среди иностранных туристов. В XVIII веке Венеция переживала упадок. Венецианская республика окончательно потеряла свое влияние, во многом определявшееся ранее активной посреднической торговлей. Внешних примет упадка, впрочем, не было заметно. Все так же скользили гондолы по тихой глади Большого канала, толпились на пристанях матросы, степенно прохаживались вдоль набережных купцы в роскошных бархатных камзолах. Как и прежде, проводились веселые карнавалы.
На Вознесение, отмечался праздник обручения с морем: венецианский дож торжественно плыл на корабле, чтобы опустить в воду символическое обручальное кольцо. Сохранялись и традиции венецианской живописи. В городе работало немало замечательных художников: портретист Розальбо Каррьера, мастер позднего барокко Джанбатиста Пьяццетта, Лука Карлеварис, работавший в жанре ведуты (городского пейзажа-панорамы), и др. Но был среди них художник, заслуживший право называться великим. Речь идет о Каналетто.
Праздник обручения веницианского дожа с Адриатическим морем. Каналетто.
Подробная биография Каналетто не известна. Небольшая часть информации сохранилась в редких письмах и дневниках его современников, случайных деловых бумагах, одной или двух расписках в том, что порученная Каналетто работа выполнена и получена. Все остальное — его картины. Художник никогда не был женат. Он не обзавелся детьми. Богатство его творческого наследия свидетельствует о том, что всю свою жизнь он посвятил исключительно живописи.
Джованни Антонио Каналь (такова его настоящая фамилия) родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника.
Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию. Во многом, картины двух художников этого времени похожи. Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину) и очень театральны по манере. Но есть и серьезное различие: Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы жизнью и удивительным светом. Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. Среди интересующихся, были два иностранца, сыгравшие немалую роль в его судьбе.
Венеция. Площадь Сан-Марко. Каналетто.
Один из них — Оуэн Максуини. Это был жизнерадостный ирландец, который, обанкротившись, покинул Лондон. В Венеции, он зарабатывал на жизнь, продавая картины английским аристократам, традиционно навещавшим Венецию. Именно по совету Максуини, Каналетто начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан. В новом жанре приходилось работать более формально. На смену искрящейся атмосфере пришли скрупулезнейше выписанные венецианские достопримечательности. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. По чьей вине не ясно. Во всяком случае, не слишком симпатичный человеческий образ Каналетто сформировался в литературе благодаря откровениям ирландца. Этот капризный парень, однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, ежедневно меняет цены на свои картины. Этот ненасытный человек, указано в другом его письме, пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену. Впрочем, эти фразы косвенно свидетельствуют и о том, насколько популярен был художник уже в 1730-е годы.
Церковь Санта-Мария делла Салюте. Каналетто.
С торговцем Джозефом Смитом, с юных лет обосновавшимся в Венеции, у Каналетто сложились более счастливые отношения.
Смит прекрасно разбирался в искусстве. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого багажа, часто просил художника сделать для себя ее копию. В делах, Смит выступал замечательным профессионалом. Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских праздников, а когда работы оказались у него в руках, попросил своего друга, Антонио Висентини, сделать с них гравюры. Составив из них альбом, он отослал его в Англию. В результате, Каналетто получил множество новых заказов. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым.
Доло на канале Брента. Каналетто.
Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками.
У этого успеха была и оборотная сторона. Выпущенный альбом позволил освоить манеру популярного художника тем, кому не давали покоя его лавры. Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут. К концу 1730-х годов спрос на картины Каналетто упал. В Европе шла война, и Венеция обезлюдела. Устал, по всей видимости, и сам мастер. Его работы утратили свежесть, из них ушло живое дыхание жизни. Однако, Смит (зная наверняка, что не сможет продать новые полотна) упорно заставлял Каналетто работать.
В 1746 году Каналетто отправился в Лондон, где его хорошо знали и ценили.
Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. За этим заказом последовали и другие. Среди них, можно отметить большую панораму Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали. По существу, в Лондоне Каналетто занимался тем же, что и в Венеции писал подробные городские пейзажи. Однако, его лондонские ведуты заметно уступали видам родного города. Об этом говорили и недоброжелатели живописца. Но, если отбросить эмоции, вероятно, следует согласиться с современными искусствоведами, утверждающими, что Каналетто допустил ошибку, пытаясь провести аналогию Темзу с венецианским Большим каналом. Эта ассоциативность лишь вредила самобытности места. Там где художник ее избегал, из-под его кисти выходили замечательные картины, о которых говорили с почтительным придыханием. Это, например, великолепный Старый Уолтонский мост (1754 г.).
Лондон: сквозь арку Вестминстерского моста. Каналетто.
В Лондоне Каналетто провел девять лет (за вычетом краткой поездки в Венецию в 1750 году).
В 1755 году, он вернулся домой. Однако, жизнь на родине не принесла ему радости. Денег хронически не хватало. Его работы сохранили блеск, но им не хватало былой уверенности и самобытности. Чувствовалось, что мастер частично утратил любовь к жизни. Сменилась и мода: теперь в ходу были ведуты, созданные в более свободной (почти импрессионистической) манере. В такой манере писал Франческо Гварди (1712 — 1793), имевший большой успех.
Лондон. Темза. Каналетто.
В 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии.
Это произошло даже несмотря на то, что необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал лишь спустя два года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой. Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада (1763 г.), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.
Последняя сохранившаяся работа Каналетто — рисунок пером и тушью.
Несмотря на годы, взгляд художника остался, по-прежнему, зорким, а рука — крепкой. В нижней части листа написано: Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год. Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать. Венеция - насквозь поэтична. Поэтично само ее имя, поэтична ее история, поэтична архитектурная летопись, поэтична ее живопись. Не случайно, венецианская живописная школа сыграла столь значительную роль в истории изобразительного искусства. И Каналетто, живший в XVIII веке, когда годы венецианского расцвета остались позади, прекрасно чувствовал поэтичность родного города. Он создал живописную поэму, вновь прославившую Венецию на весь мир. Венеция Каналетто кажется воплощенной сказкой, в которой все пронизано золотистым светом, льющимся с прозрачного лазурного неба. Современники называли живопись Каналетто светозарной, радостной, прозрачной и восхитительно тщательной. Ее влияния не избежал в те времена ни один пейзажист — все они использовали офорты мастера и повторяли композиции его картин.
Это благотворное воздействие не обошло стороной и русскую живопись. В России был художник, которого называли русским Каналетто. Это — Федор Алексеев. Приехав в Венецию, спустя пять лет после смерти Каналетто, он прожил там в качестве пенсионера петербургской Академии четыре года и стал верным последователем великого венецианца. Именно он своими замечательными копиями его картин и познакомил с творчеством Каналетто своих соотечественников.
Краткое описание работ Каналетто.
Регата на Большом канале. Каналетто
Венецианские регаты проводились регулярно — например, в честь высоких гостей города. В гонке по Большому каналу участвовали одновесельные гондолы. Для Каналетто это событие было прекрасным поводом совместить традиционный городской вид с праздничным действом. Большой канал мастер писал неоднократно — особенно часто в 1720-е годы. Ракурс на всех этих картинах практически не менялся; декорации же всякий раз были разными. На полотне представлена атмосфера яркого праздника. Состязающиеся гондольеры только что миновали промежуточный финиш у Палаццо Балъби и поворачивают назад. Балконы домов, набережные и лодки переполнены зрителями. Все они находятся в движении — оживленно разговаривают, размахивают руками, указывают вдаль. Это полотно, заказанное Каналетто Джозефом Смитом, отличают высокое умение передавать игру света и тени, топографическая точность и обилие сценок городской жизни.
Вид городских задворков — большая редкость для творчества Каналетто, и тем не менее, «Двор каменотеса» — признанный шедевр художника. Картина написана в успешные 1720-е годы, и все особенности манеры Каналетто здесь налицо. Это насыщенный цвет, широкий свободный мазок и искусная светотень. Если парадные виды Венеции Каналетто создавал, как правило, для богатых туристов, то Двор каменотеса, скорее всего, заказал ему кто-то из местных жителей. На картине отражена прозаическая, повседневная жизнь. Каменотес работает с каменной глыбой; к упавшему ребенку бежит мать; гондольеры не спеша правят своими лодками; развешанное на веревках, сохнет белье. Картина написана с высокой точки (расположенной примерно на уровне второго этажа) прием, очень характерный для молодого Каналетто.
Каприччо с колоннадой, ок. 1765 г. 131 х 93 см. Галерея Академии, Венеция. А.Каналетто.
«Каприччо с колоннадой» Каналетто написал в 1765 году в качестве запоздавшего пропуска в Академию; ее членом художника избрали двумя годами ранее.
Музыкальный жанр каприччо, выбранный художником, был продиктован желанием угодить жюри, которое банальным городским пейзажам предпочитало картины, отличающиеся прихотливой фантазией. Работа стала одной из самых популярных работ Каналетто. Работа прекрасно иллюстрирует особенности манеры позднего Каналетто. Формироваться она, к слову, начала еще в 1730-е годы. Характерная эволюция стиля прослеживается, если картины художника смотреть хронологически. Важное место среди них занимают исполненные в жанре каприччо. В подобных работах он давал волю собственной фантазии. Отличают их (и Каприччо с колоннадой — показательный тому пример) необычность композиции и высочайшая техника письма. Глубина созданной художником перспективы, тонкая игра света и тени, причудливое сплетение архитектурных форм — все это вызывает искреннее восхищение. Однако, самая поразительная деталь тут — арочное отверстие в потолке и свисающая с перил бархатная ткань. На балконе мы видим людей, любующихся открывшимся их глазам видом. Атмосфера картины пронизана любовью к Венеции. Эта любовь всегда жила в сердце художника.
Ведуты (городские виды Венеции) пользовались большим спросом у приезжавших в Венецию туристов. В XVIII веке они стали одной из ведущих статей венецианского экспорта. Каналетто, по существу, создал тот образ Венеции, по которому иностранцы воспринимали город еще как минимум двести лет после смерти художника. Но городские пейзажи начали писать задолго до его появления на художественной сцене. Уже в XV веке такими работами прославился Джентиле Беллини (1429 — 1507), чьи полотна ценились за их топографическую и архитектурную точность. Но только в XVIII веке жанр ведуты обрел полную самостоятельность. Своим рождением он обязан художнику, граверу и математику Луке Карлеварису (1665 — 1731), ближайшему предшественнику Каналетто, кое-что заимствовавшего у него. Карлеварис сумел значительно расширить рынок сбыта, выпустив в 1704 году 104 гравюры, объединенные под общим названием Здания и виды Венеции.
Каприччо с классическими руинами. Ок. 1740 г. Каналетто.
Иногда, стремясь к достижению художественной гармонии, Каналетто творил странное пространство, имеющее мало общего с реальностью.
Впрочем, делал это он достаточно тонко, чтобы не превращать свои работы в фантастику. В одних случаях художник лишь слегка переставлял акценты в хорошо известной зрителю сцене, в других — действовал более радикально. Каналетто относился к Венеции не как к застывшей навеки данности, но как к художественному полуфабрикату, допускающему увлекательные превращения и творческие интерпретации. Каприччо было его любимым жанром. Известный коллекционер XVIII века Альгаротти определяет этот жанр как сцену, составленную из элементов, которые собраны из разных мест. Если говорить о подобных работах Каналетто, то они представляют собой поэтические пейзажи, в произвольном порядке собирающие архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии. Одной из самых известных картин Каналетто, исполненных в жанре каприччо, считается «Каприччо с классическими руинами», ок. 1740 г. Здесь, художник композиционно объединил в ограниченном пространстве руины античных построек, которые он зарисовывал во время своего недолгого пребывания в Риме в 1719 году.
Таможня. 1726-28 гг. Каналетто.
Таможня. 1726-28 гг. Каналетто.
В XVIII веке венецианская торговля переживала кризис, которым, в сущности, и была вызвана потеря прежнего влияния Венеции в Европе и во всем мире. Но, ничего не происходит сразу, и эта картина — лучшее тому подтверждение. На залитой солнцем водной глади идет активная торговая жизнь: плывут корабли с товаром, люди заняты своим будничным делом. Архитектурный фон здесь необыкновенно точен. Впрочем, у Каналетто это не удивляет, он был великим композитором архитектурной музыки, исполненной в красках.
При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников и страница сайта: