Судьба художника. Василий Верещагин
В 1860 году 17-летний выпускник Морского корпуса принимает решение, которое изменяет не только его жизнь, но и историю русской живописи. Это выпускника зовут Василий Верещагин, и он, вопреки желанию родителей и общественного мнения, отказывается от престижной морской службы и отдает предпочтение живописи. Но, даже распрощавшись с армией, он навсегда остается верен военной теме. Верещагин был далеко не первым художником-баталистом, но первым, кто стал изображать на батальных полотнах не героическое действие и триумф полководцев, а горе, кровь и человеческие трагедии. Его работы заставляли и заставляют зрителей ужасаться, плакать и проклинать войны и их инициаторов. Каждая выставка художника вызывала большой отклик в обществе, и к концу 19 века Верещагин стал самым известным русским живописцем в Европе и Америке. Но успех художника не был случаен. Он много и долго учился живописи: сначала посещал занятия в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, потом три года учился в Петербуржской Академии художеств, затем оттачивал мастерство в парижской Студии изящных искусств Жерома.
С 1867 года Верещагин отправляется в путешествие по Средней Азии. Он интересуется памятниками древней культуры, обычаями и бытом коренных народов. После начала войны против бухарского эмира в 1868 году он принимает участие Среднеазиатском походе в качестве военного художника. Верещагин не только занимался живописью, но и иногда бреете оружие в руки. За мужество в боях он получает орден святого Георгия 4 степени. После окончания военных действий в Средней Азии художник уезжает в Мюнхен и под впечатлением от пережитого и увиденного создает цикл картин, который получил название «туркестанский». Эти работы принесли Верещагину известность и глубоко потрясли публику. Ведь на картинах «Забытый солдат», «Смертельно раненый», «Нападают врасплох», «Победители» общественность впервые увидела войну без романтических прикрас. Туркестанский цикл завершала картина «Апофеоз войны», о которой мы уже не раз рассказывали на нашем сайте. Верещагина стали вызовом, покушением на их право жертвовать чужими жизнями. Так, прусский генерал Мольтке запретил немецким военным посещать выставки Верещагина, а в Вене кардинал Гангльбауэр провел крестный ход, с целью «очистить» всех видевших «кощунственные» полотна. На родине отношение к полотнам художника также было двойственным. Народ и интеллигенция восхищались мастерством и смелостью Верещагина, а вот правящая элита отнеслась к его произведениям крайне негативно. Император Александр II назвал художника «нигилистом», и официальной прессе началась настоящая травля. Верещагин был доведен до нервного срыва: он уничтожил три картины. Только вмешательство видных деятелей искусства и художников-передвижников вернула мастеру веру в себя. В 1874 году Верещагин отправляется в путешествие по Индии и Тибету. Результатом стала «Индийская серия картин».
Практически все, что изображено художником на картинах, было пережито им самим. В русско-турецкую войну Верещагин вместе с армией форсирует Дунай, взрывает турецкий монитор с русскими моряками, совершает зимний переход через Балканы в отряде генерала Скобелева, замерзает в ледяных траншеях на Шипке, принимает участи в штурме Плевны. Все это можно увидеть на его картинах, то какую цену за победу платят обычные солдаты. Очень тщательно Верещагин готовился к реализации своей мечты — созданию цикла картин об Отечественной войне 1812 года. Он изучает архивные материалы, посещает места боев. И как результат — для большинства из нас представление об этой войне начинается со стихотворения М.Лермонтова «Бородино» и картины Верещагина «Конец Бородинского сражения». Художник охотно путешествует. В 1884 году Верещагин посещает Палестину и Сирию, где создает цикл картин на библейские сюжеты, в 1890 году путешествует по Кавказу, Крыму, северу России. Несколько раз художник посещает Америку, которая восторгается его картинами. А в 1901 году Верещагин отправляется длительное морское путешествие, которое закончилось в 1903 году в Японии. Василий Верещагин во всем был уникальным художником, и даже его смерть нехарактерна для творческого человека. Он погиб в 1904 году при взрыве броненосца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура.