Поллок, Джексон (1912 — 1956)
Джексон Поллок, один из основоположников абстрактной живописи в США, родился 28 января 1912 г. Он происходил из малообеспеченной семьи, отцу которой редко удавалось найти работу на постоянной основе. Сменив множество профессий, он, в итоге, ушел из семьи, помогая и поддерживая отношения с детьми лишь во время праздников. Воспитанием детей в семье занималась матерь. Вероятно, именно ее нервный и властный характер оказал решающее влияние на его развитие. Джексон не слишком хорошо учился, отличался замкнутым характером, который иногда прерывали приступы гнева и непредсказуемое поведение. В этой связи, нет ничего удивительного в том, что его дважды исключали из школы.
Большое влияние на формирование мировоззрения Поллока оказала мистика Джидду Кришнамурти. Одним из важных постулатов в ней было утверждение о том, что истина открывается человеку лишь на интуитивном уровне. По всей вероятности, именно это утверждение стало стимулом к тому, что Полок направил свои усилия в сферу искусства. Трезво оценивая свои способности, он, в то же время, считал, что усилием воли можно преодолеть технические трудности и развить свои способности. В 1830 году, находясь в Нью-Йорке, Полок некоторое время обучался у художника Томаса Харта Бентона. Творчество Бентона, получившее название «американский регионализм» противостояло, активно развивавшемуся в то время, модернизму. Однако, учителя и ученика сближали не только вопросы искусства. Они оба страдали алкогольной зависимостью, от которой Полок так и не смог излечиться до конца своих дней.
В 1935 г. Бентон покинул Нью-Йорк, что еще в большей степени способствовало запойным состояниям Поллока. В это время, он жил на средства федеральной программы помощи неимущим художникам, принятой во времена Рузвельта. В ее рамках Поллок принимал участие в реставрации памятников, выполнял ремесленные заказы, а иногда даже росписи в интерьерах общественных зданий. Однако, злоупотребление алкоголем вскоре привело его в городскую лечебницу. Здесь, наряду с лечением, Полок изрисовал немало альбомов, сюжеты которых, в основном носили характер кошмарных и сексуальных видений, более подходящих под термин сюрреалистических. После завершения лечения, Поллок обратил свое внимание в сторону психоанализа Фрейда и Юнга. Овеянное мистическими видениями творчество художника, привлекло внимание работника музея Метрополитен Джона Грэхема. В 1941 году Грэхем содействовал знакомству Поллока с Ли Краснер (происходившей из семьи еврейских эмигрантов из России), которая впоследствии стала его женой. При содействии Ли Краснер, Поллок получил доступ в среду американских художников – авангардистов.
«Стенографическая фигура». Поллок Д. 1942 г.
Еще одним важным для формирования художника событием стало его знакомство с Пегги Гуггенхейм, стоявшей у истоков создания Музея Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке. По ее инициативе состоялась выставка, где впервые демонстрировалась картина Поллока «Стенографическая фигура», получившая благосклонную оценку публики. Посетивший выставку нидерландский художник Пит Мондриан также дал ей высокую оценку, охарактеризовав как «самую интересную» из увиденных им в Америке работ. Вплоть до 1947 г., при посредничестве Пегги Гуггенхейм, состоялись еще три выставки работ художника. Но, несмотря на положительные отклики расположенной к искусству авангарда критики, картины Поллока почти не продавались. Даже продажа одной из работ за $8000 не смогла изменить его материально стесненного положения. В 1945 г. поженившись, Ли Краснер и Поллок переехали в небольшой отдельный дом, расположенный на Лонг-Айленде. С ним был связан последний этап его жизни, примечательный появлением легендарных работ (так называемой, «капельной живописи»), которые он рисовал, разложив холст непосредственно на полу. Эти работы и техника их выполнения привлекли внимание прессы. Но, в 1956 г. Поллок опять запил. Вскоре, после романа с натурщицей, его покинула Ли Краснер. А осенью 1956 г., во время одной из частых поездок на автомобиле в нетрезвом виде, художник погиб в автомобильной катастрофе.