Караваджо - Бичевание Христа
«Бичевание Христа», 1607 год
Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре; собственность Фонда культовых зданий, с 1972 года на хранении в Музее Каподимонте
Каковы же были обстоятельства жизни художника с буйным и неуживчивым характером, когда он писал эту картину?
28 мая 1606 года во время игры в мяч произошло столкновение двух вооруженных групп людей. Караваджо убил своего противника Рануччо Томассони, ему грозила тюрьма и смертная казнь. Художнику пришлось срочно покинуть Рим и скрыться у своих покровителей Колонна в Палестрине. Гонения продолжались, и Микеланджело Меризи через пять месяцев после убийства переезжает в Неаполь, видимо, с помощью могущественных покровителей. Не исключено, что в Неаполе в палаццо Кьяйя его приютила маркиза Колонна, а также князь Луиджи Колонна. В этом городе Караваджо сразу получает несколько заказов, поскольку в Неаполе хорошо знали его имя и его манеру изображения. Этот период жизни оказался для художника тяжелым и беспокойным, ведь кроме его личных врагов, его преследовало папское правосудие, объявившее его убийцей и преступником. Тем не менее это время стало для живописца наиболее плодотворным, Караваджо оставил неизгладимый след в живописи Неаполя.
Картина «Бичевание Христа» находится в музее Каподимонте, посвященному развитию неаполитанской живописи. О значении этой картины в 1745 году написано так: Души знатоков и самих профессионалов потрясла эта новая манера, основанная на темных тонах с немногими светлыми пятнами, тонущими в тенях… Это произведение, выставленное на обозрение публики, притягивало к себе взгляды всех зрителей… Новая манера пользоваться тенями, убедительность обнаженных тел, резкий свет без полутеней удивляли не только дилетантов, но и большую часть профессионалов.
Бичевание в Древнем Риме относилось к мучительным наказаниям, и по большей части его назначали рабам и людям, не имевшим римского гражданства. Бичеванием наказывали преступников перед казнью, но Понтий Пилат приказал подвергнуть бичеванию Иисуса Христа до вынесения приговора. Количество наносимых ударов не ограничивалось. Из Евангелия неизвестно, сколько ударов нанесли Спасителю, но после исследования Туринской плащаницы было установлено, что Иисус перенес 98 ударов. Тема картины Караваджо – скорбное одиночество и человеческое страдание. Божественный свет, как бы исходящий из тела Христова, помогает нам верить в возможность искупления грехов, совершенных даже такими ужасными злодеями, как мучители Спасителя. Полотно «Бичевание Христа» Караваджо писал для церкви Сан Доменико Маджоре, а заказчиком являлся влиятельный юрисконсульт Томмазо де Франкис, уроженец Ломбардии, откуда художник был родом.