09.08.2014

Караваджо - Спящий Амур


караваджо спящий Амур

В Неаполе художник прожил всего восемь месяцев, в июне 1607 года он переезжает на остров Мальту. Мальта находится к югу от Сицилии и занимает стратегически важную военную позицию. Островом управляет могущественный орден рыцарей Святого Иоанна, который основан в эпоху крестовых походов для защиты гроба Господня в Иерусалиме. Вероятно, Караваджо хотел вступить в орден, чтобы добиться прощения папы за совершенное убийство. Не исключено, что живописец страстно желал стать рыцарем, как и его бывшие римские соперники.

Маркиза Колонна, покровительница художника, переписывалась с Великим магистром ордена Алофом де Виньякуром, и тот высказал пожелание о приезде Караваджо на Мальту. Художник покидает Неаполь на борту судна, принадлежавшего мальтийскому ордену, то есть он уже имел некоего могущественного покровителя. Командиром на мальтийских галерах был сын маркизы Колонны Фабрицио Сфорца, которого Караваджо хорошо знал. Все говорит о том, что отъезд художника не был внезапным, а был хорошо подготовленным. Неизвестно, знал ли художник о том, что в орден не принимали простолюдинов, и тем более, убийц. Эти препятствия оказалось сложно преодолеть даже самому Великому магистру, хотя он и был покорен мастерством живописца. Алоф де Виньякур  обращается к папе  Павлу Пятому дважды – сначала просит о разрешении принять в орден того, кто совершил убийство, а второй раз с просьбой о произведении его в рыцари.

Микеланджело Меризи прибыл на Мальту 14 июля 1607 года, он пробудет здесь немного более года. Очень быстро были выполнены все формальности, необходимые для вступления в орден. После подачи прошения Великого магистра всего лишь через три недели было получено папское разрешение. Благодаря сохранившимся документам хорошо известна история создания картины «Спящий Амур», написанной на Мальте. На полотне натуралистично изображен ребенок, погруженный в глубокий сон. В то время многие восспринимали погружение в сон как символ освобождения от чувственности, к которому стремились рыцари, дававшие обет целомудрия. Обнаженное тело ребенка как будто иссечено глубокими тенями. Правая рука спокойно лежит на теле, а левая даже во сне сжимает лук и стрелы – оружие маленького Амура. Голова покоится на колчане со стрелами, крылья развернуты. Воспринимают этот сон по-разному: кто-то воспринимает его как мирный отдых мальчика, кому-то  этот сон младенца кажется болезненным оцепенением.

Самое интересное в том, что в рентгенографическом исследовании во Флоренции в 1986 году было обнаружено, что картина «Спящий Амур» перерабатывалась живописцем несколько раз. Караваджо изменял положение левой руки, контур левого крыла. В картине присутствовали различные предметы и животные, которые впоследствие живописец закрыл темным фоном. Отказ от большого числа предметов говорит об изменении главной идеи полотна. Вначале в картине присутствовали символы взаимной любви (например, пара птиц со светлыми хвостами, голубки или горлинки), но потом художник решил сосредоточиться на обнаженной фигуре маленького бога. Помните, мы говорили о картине «Христос в Эммаусе», в которой Караваджо закрыл темным фоном изображение окна в левой верхней части полотна. Тяжелый сон, предвестник забвения, напоминает зрителям о жестокости и неумолимости времени. Купидон как будто впадает в забытье, из которого трудно выйти.

назад к списку новостей »