Самые странные картины
Что отличает шедевр от просто качественно выполненной картины? Может быть то, что он заставляет думать о себе. Но любой шедевр — это выход за рамки, определенная «странность», то, понимание чего приходит только со временем. У каждого художника есть подобные работы, если и не попадают под категорию шедевр, то точно попадают под понятие странных полотен. На страницах нашего блога, уже не раз рассказывалось о таких картинах: «Крик» Эдварда Мунка, «Три возраста женщины» Густава Климта. В этой статье од ругих странных картинах известных художников.
«Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк. С начала 2000-х эта картина стала пользоваться большой популярностью в России, потому что изображенный на ней купец Джованни ди Николао Арнольфини сильно напоминает Владимира Путина. Однако искусствоведы до настоящего времени не пришли к единому мнению, кто же изображен на картине. Сама же работа считается одним из самых сложных произведений Северного Возрождения. Картина наполнена различными символами и аллегориями. Так же считается, что «Портрет четы Арнольфини» — это не что иное как свидетельство о заключении брака. Эту версию подтверждает необычная подпись художника «Ян ван Эйк был здесь».
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Поль Гоген. Как известно, последнее десятилетие своей жизни Поль Гоген провел на Таите и Маркизских островах. Именно здесь им был создан его главный шедевр —философская картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?». Сам художник считал эту работу лучшей из всех, созданных им. Считается, что по завершении работы Гоген хотел покончить жизнь самоубийством. Согласно трактовке самого художника полотно следует читать справа налево. Так три главные группы фигур изображают вопросы, поставленные в названии картины. Начало жизни представляют три женщины с ребёнком, средняя группа демонстрирует ежедневное существование зрелости; а на последний вопрос воплощает старая женщина, которая предается своим размышлениям. А странная белая птица у ее ног символизирует бесполезность слов. Некоторые искусствоведы сравнивают эту работу Поля Гогена с картиной Климта «Три возраста женщины», указывая на общность идей художников.
«Демон сидящий» Михаил Врубель. Эта картина удивляет образом демона. Он совсем не похож на злого духа, а напоминает простого длинноволосого парня. Сам Врубель говорил, что «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при этом дух властный, величавый». Картина открывает силу человеческого духа, внутреннюю борьбу и сомнения, терзающие каждого человека. Демон сидит среди цветов, трагически сцепив руки, его огромные печальные глаза смотрят вдаль. Большую роль в восприятии картины играет композиция — Демон словно зажат между верхней и нижней перекладинами рамы.
«Апофеоз войны» Василий Верещагин. Верещагина недаром считается одним из главных российских художников-баталистов, но его отличает то, что он негативно относился к войне и через свои картины пытался передать это отношения. По свидетельствам современников, Верещагин буквально переживал личную трагедию каждого изображенного солдата, убитого или раненого. Одной из самых сильных работ художника считается «Апофеоз войны», которая при своей композиционной простоте задевает за живое. На картине изображено поле, голубое небо, вороны и гора из человеческих черепов, причем каждый череп уникален — за каждым стоит своя история и человеческая судьба. Желтая гамма полотна символизирует опустошение и смерть, а небесная синева только подчеркивает мертвенность картины. Сам Верещагин называл это картину натюрмортом, так как на ней изображена «мертвая природа».
«Американская готика» Грант Вуд. Эта картина считается одной из самых узнаваемых в американском искусстве прошлого века. На полотне изображено два человека: мрачный мужчина и молодая женщина, его дочь. Картина переполнена деталями, указывающими на пуританство, суровость и ретроградство изображенных персонажей. Хмурые лица, вилы в центре картины, старомодная одежда, затаенная угроза. Все это заставляет зрителя ежится от неуюта. Однако при первом показе в Чикагском институте искусств публика восприняла эту картину как юмористическую валентинку. А вот жители мормонского штата Айова сильно обиделись на художника за такое неприглядное изображение их жизни.
«Влюбленные» Рене Магритт. Художник создал две версии «Влюбленных» или «Любовников». На первом варианте мужчина и женщина, у которых головы скрыты белой тканью, целуются, а на втором — «смотрят» на зрителя. Полотно одновременно удивляет и завораживает. Так Магритт пытался передать мысль о слепоте любви. Причем о слепоте во всех смыслах: любовь заставляет их не замечать никого вокруг, а мы не видим их лиц, а сами влюбленные — загадка друг для друга. Практически все картины Магритта — это ребусы, которые имеют несколько смыслов, а полностью разгадать их невозможно. Художник всегда говорил о том, что видимое обманчиво, оно полно скрытой таинственности, которую мы не замечаем.
«Прогулка» Марк Шагал. Российский художник-авангардист всегда был предельно серьезен в своей живописи. Но именно ему принадлежит прекрасный манифест собственного счастья, который наполнен любовью и аллегориями. Как и многие его картины, «Прогулка» — это автопортрет художника с супругой Беллой. Она уже парит в небе и практически утащила в полет Шагала, который касается земли только кончиками туфлей. А в другой руке художника синица — по мнению искусствоведов это аллегория его живописи. Шагал счастлив — у него есть и журавль в небе и синица в руках.
«Сад земных наслаждений» Иероним Босх. «Сад земных наслаждений», получил свое название по теме центральной части. Триптих признан самой известной работой Иеронима Босха. Ни одно из современных толкований картины не считается единственно верным. Странность и очарование триптиху придает огромное количество деталей, через которые художник старается выразить главную идею. Полотно переполнено полупрозрачными фигурами, чудовищами, фантастическими сооружениями, адскими карикатурами реальности. Церковные власти благосклонно отнеслись к работе Босха, поэтому версия некоторых исследований, что художник изобразил торжество сладострастия, скорее всего неверна.
«Семья» Эгон Шиле. Шиле был учеником Густава Климта, но он не копировал стиль своего учителя, а искал что-то свое. Творчество Шиле более трагично и более пугающе, нежели творчество Климта. В работах Шиле часто встречается то, что при желании можно назвать порнографией, натурализма, различных перверсий, и щемящего отчаяния. «Семья» — последняя работа художника. В ней отчаяние доведено до максимума, хотя именно эта картина выглядит наименее странно. Шиле нарисовал ее перед своей смертью, после того, как его беременная жена Эдит умерла от испанки. Художник умер в 28-летнем возрасте, через три дня после смерти супруги, закончив картину, на которой изобразил ее, себя и своего нерожденного ребенка.
«Две Фриды» Фрида Кало. История жизни мексиканской художницы стала широко известна после выхода фильма «Фрида» в 2002 году. В основном Кало писала автопортреты, и ни на одном она не улыбается. Идеи ее работ скрыты в фоне, деталях, фигурах, которые появляются рядом с Фридой. Символика картин художницы в основном опирается на национальные традиции, кроме того нельзя не отметить тесную связь с индейской мифологией доиспанского периода. Одна из лучших картин Кало — «Две Фриды» — отражает свое мужское и женское начало, которые соединяются единой кровеносной системой, демонстрирующей ее целостность.
«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Клад Моне. На этой картине основателя импрессионизма при рассмотрении с близкого расстояния вы не увидите ничего кроме хоста с нанесенными густыми частыми мазками. Но стоит начать постепенно отодвигаться от полотна, как начинается настоящая магия. Вдруг начинают проявляться какие-то полуокружности, затем появляются очертания лодок, и вдруг резко прорисовываются все элементы композиции, а сюжет выстраиваются в логическую цепочку.
«Номер 5, 1948» Джексон Поллок. В 2006 году эта картина стала самой дорогой в мире — на аукционе Сотбис ее продали за 140 миллионов долларов. Но назвать эту работу полноценной картиной проблематично — американский экспрессионист создал ее, разливая краску по куску фибролита. Полок вообще редко пользовался привычными инструментами художника: палитрой,