Городской пейзаж в русской живописи 19 века
Образы двух столиц всегда занимали большое место в творчестве российских артистов (в широком смысле этого слова). Здесь нельзя не процитировать Пушкина: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и «Люблю тебя, Петра творенье…». Красота Москвы и Санкт-Петербурга, их своеобразие и историческая судьба всегда привлекали и художников.
Особое развитие городской пейзаж получил в живописи 19 века, когда он стал самостоятельным жанром. Родоначальником российского городского пейзажа считают художника Федор Яковлевича Алексеева. Именно ему удалось убрать сухую документальность, которая царила в картинах предшествующей эпохи. Работы Алексеева отличаются своеобразной перспективой, которая уходит в глубину композиции по диагонали, поэтому точка схода получается за пределами картины. Этот прием позволяет добиться максимальной естественности в передаче изображаемого. Из-под пера художника вышли виды многих русских городов, но самые его вдохновенные картины посвящены Санкт-Петербургу, который к этому времени уже приобрел вид законченного архитектурного ансамбля. Любимый мотив Алексеева — это Дворцовая набережная от Петропавловской крепости. В своих городских пейзажах он документально точно передает строй петербургской архитектуры, томную гладь Невы и медленно плывущие лодки. Но при всей своей документальности, его картины обладают большой художественной ценностью. В петербургских работах начала 19 века Алексеев соединяет городской пейзаж с повседневной жизнью города. В 1800 году Петербуржская Академия художеств направила художника и двух его учеников в Москву для зарисовки ее исторических достопримечательностей и древностей. В этот период Алексеев находился под влиянием классицизма, поэтому он пытался придать московской архитектуре геометричность и строгость Петербурга. Его картины отличаются уравновешенным соотношением архитектурных объектов и четким выделением центральных частей композиции. Московские работы Федора Алексеева совпали с возобновлением интереса к истории России. Через десять лет художник во второй раз посетил Москву и создал новую серию пейзажей. Кроме неоспоримых художественных достоинств, его московский цикл имеет и большую историческую ценность, так как на нем запечатлен вид города до пожара 1812 года. Городской пейзаж в России неразрывно связан с литографией. Большой интерес представляют литографированные виды Санкт-Петербурга и его окрестностей, созданные в 1820 — 1830 годы С.Галактионовым, А.Мартыновым, К.Беггровым, К.Сабатом, В.Садовниковым. Их произведения, которые отличаются строгой графической манерой, точно передают своеобразие столицы. Часто к акварельным и карандашным этюдам городских пейзажей обращаются и архитекторы. Но кроме реальных зданий, они часто рисовали и проектируемые ансамбли. Наибольший интерес представляют акварельные и графические виды Петербурга, созданные А. Брюлловым и А. Воронихиным, а Москвы — О. Бове. В середине 19 века в живописи на смену классицизму пришел романтизм. Эта тенденция отразилась и на городском пейзаже — большое внимание стали уделять различным явлениям природы: закат, сумерки, лунный свет, гроза. Все это должно придать городскому виду загадочности и таинственности. Сильнее всего романтический образ города раскрывается в работах Максима Воробьева и его учеников. Одни из лучших его картин — это «Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью» и «Осенняя ночь в Петербурге». На первой картине изображен ночной Петербург, который освещенный таинственным светом луны. Есть романтический городской пейзаж и среди работ известного мариниста И. Айвазовского. На картине «Вид на Москву с Воробьевых гор» древняя столица больше напоминает призрачный мираж. Во второй половине 19 века на городских видах Москвы и Санкт-Петербурга появляются не только изображения центральных частей города с аристократическими дворцами, а городских окраин с домами простых людей, а определяющая роль от архитектурных форм переходит к жанровым элементам.