20.07.2014

Ян Вермеер и свет


Во внешнем облике, здесь еще во многом сохранилась атмосфера, вдохновлявшая мастера. В XVII веке Делфт не принадлежал к числу крупных городов, что нисколько не умаляло его очарования. Быть может, именно это обстоятельство стало причиной того, что художник провел в нем всю свою жизнь. К тому же, здесь было все, что требовалось ему для работы: небольшая комната, льющийся из окна свет, смягченный облачным небом, а также привычный и размеренный образ жизни. Он много раз писал картины, на которых, в том или ином виде, воспроизводились вариации этого незатейливого сюжета. Вместе с тем, едва ли не главным ощущением, которым наполнены эти картины, является чувство покоя. Со стороны, это выглядит несколько странно, если принять во внимание то, что художник жил в маленькой квартире с женой, одиннадцатью детьми и тещей. И, несмотря на это, основными «действующими лицами» его картин были: свет, тишина и покой.

женщина читающая письмо ян вермеер

Женщина, читающая письмо. Ян Вермеер. 1663 г.

Картины Вермеера можно интерпретировать с точки зрения представленного сюжета или особенностей техники. Однако, лучше всего их аура и обаяние передаются сами по себе, в процессе неторопливого просмотра. Что может быть естественнее для человека, чем восприятие света? Благодаря нему, мы видим окружающий мир, ощущаем его многообразие, размеры и формы предметов, их взаимное положение, текстуру и фактуру поверхности. Свет формирует облик отраженного цвета, который, при разных условиях освещения, может выглядеть по-разному, передавая, наряду с другой информацией, эмоцию и энергию. Вариации цветовых оттенков могут быть безграничны даже на белой стене, давая возможность воспринимать их как вместе, так и по отдельности (что позже было использовано художниками-импрессионистами).

девушка с кувшином воды ян вермеер

Девушка с кувшином воды. Ян Вермеер. 1662 г.

В сюжетах картин Вермеера, практически, нет ничего мистического. По первому впечатлению, они отображают лишь внешнюю реальность. Однако, способ видения художника (а также построения им сцен) говорит о том, что персонажи и декорации картин создают, по большей части, лишь повод для размышлений о том, что является вневременной связью и источником всего сущего – о Божественном свете. И в наше, полное многословия и суеты время, быть может, лишь созерцательный покой и мягкий свет способен вернуть человеку когда-то утраченное ощущение гармонии и внутреннего равновесия.

назад к списку новостей »