Ханс Мемлинг - Мужской портрет
Согласно старой романтической легенде, в молодости Мемлинг вел разгульный образ жизни и за свои похождения был взят в солдаты. В 1477 году, после битвы при Нанси, в которой потерпел сокрушительное поражение последний бургундский герцог Карл Смелый, израненный Мемлинг оказался в Брюгге. Напрягая последние силы, он добрел до госпиталя Св.Иоанна, позвонил в колокольчик и потерял сознание. Монахини-иоанниты подобрали и вылечили его. Выздоровлению Мемлинга якобы способствовал тайный роман с одной из монахинь, ухаживавшей за ним. Поправившись, будущий художник зажил тихой затворнической жизнью и отблагодарил госпиталь Св.Иоанна целым рядом своих блистательных работ. Однако, в действительности все обстояло гораздо прозаичнее. Согласно сохранившимся документам, уроженец Германии Ханс Мемлинг был зажиточным бюргером, жизнь которого протекала без особых приключений. Он обладал значительным состоянием, владел несколькими домами в Брюгге, был главой процветавшей художественной мастерской. Профессиональное образование он получил, по всей видимости, в конце 1450-х годов под руководством Рогира ванн дер Вейдена в Брюсселе.
В 1467 году стал мастером гильдии Св.Луки в Брюгге. В 1468-1486 годах был главным городским художником, пользовался широкой известностью и получал многочисленные заказы как от земляков, так и от иностранцев. Унаследовав от своих великих предшественников живой интерес к окружающему миру, применяя новые изобразительные приемы, Ханс Мемлинг стал знаковой творческой личностью. Своей деятельностью он завершил «золотой век» нидерландской живописи. Помимо больших и маленьких алтарей и картин на религиозные сюжеты, он писал немало портретов своих современников. К их числу принадлежит и «Мужской портрет», созданный около 1480 года, в зрелый период творчества Ханса Мемлинга. Талант художника проявился здесь в полной мере, показывая жизненную правду изображения. В области портретного жанра Ханс Мемлинг добился больших успехов. Он первым в нидерландском искусстве широко использовал пейзаж в качестве фона и сделал его важным художественным средством, которое позволяет глубже постичь образ модели.