САЛЬВАДОР ДАЛИ (1904—1989)
Это мир и реальность искусства XXвека. Уже при жизни его имя было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним в известности. Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в 1904 г. в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него еще в раннем детстве, и дома всемерно поощряли его увлечение искусством. В семнадцать лет он был принят в Мадридскую Школу живописи Сан-Фернандо. Там Дали с увлечением изучал произведения старых мастеров. Он испытал значительное влияние кубистических полотен, соприкоснулся с пластически-архитектурными фантазиями своего соотечественника Антонио Гауди, проявил интерес к наследию Босха, творчеству которого впоследствии будет во многом привержен. Как считал сам Дали, он состоялся как мастер благодаря подражанию: «Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит. И я хочу, чтобы об этом знали».
1918 (ок.)_Салема (Salema)_30.5 х 34.5_х.,м._Мадрид, Центр искусств королевы Софии (Дали 14 лет) |
С 1929 г. Дали живет в Париже, в 1940 г. приобретает дом в США, где оседает на восемь лет. Музей Современного искусства в Нью-Йорке в 1941—1942 тг. проводит ретроспективу картин Дали. Это и стало официальным признанием. В 1928 г. он официально присоединяется к школе сюрреалистов. В 1929 г. Дали встречает Гала — русскую аристократку Елену Дьяконову, ставшую другом и женой. Большинство художественных проектов Сальвадора создано с участием этой женщины.
Небольшой натюрморт «Корзинка с хлебом», написанный для Гарсиа Лорки в 1928 г., — одно из самых ранних известных произведений художника. В нем странным образом сочетались сдержанность и поэтическая трепетность. Уже здесь Дали демонстрирует безукоризненное владение рисунком, светом, пространством. Ранние полотна отмечены следованием строгой художественной дисциплине, сочетанием разных традиций и, при всей похожести на что-то уже виденное, самостоятельным почерком. Направление поисков молодого художника резко изменилось под влиянием поездки в Париж и встречи там с Пикассо.
«Автопортрет» Дали
Это произошло в 1927 г. и привело к тому, что Дали примыкает к сюрреализму. Сюрреализм как новое направление в искусстве стал продолжением поисков особого языка, с помощью которого можно было дать анализ всего предметного мира. Сюрреализм представляет собой попытку выразить действительное движение мысли словами, рисунком или любым другим способом. Это запись мышления, которая совершается без всякого контроля со стороны нашего разума. Это движение основано на вере в существование высшей реальности, во всемогущество сна, нецеленаправленную игру мышления. Огромное влияние на формирование философии сюрреализма оказала теория психоанализа З.Фрейда. Через выражение на полотне чудовищных пророчеств о будущем сюрреалисты стремились вернуть человеку человеческое, привести к мысли, что пока мы живем во сне, а за сном следует пробуждение. Для первого сюрреалистического произведения Дали «Великолепие руки» (1928) характерен любопытный симбиоз всех течений 20-х годов. Он опробовал здесь все, что знал.
Приехав из Франции, Дали решает попробовать себя в кинематографе. Совместно с Бюнюэлем он делает два ставших уже классикой фильма — «Адалузский пес» (1928) и «Золотой век» (1930). Эти работы во многом отразились на живописи Дали. Он начинает осваивать смешанную технику с использованием коллажа. Дали пишет картину «Раскрашенные удовольствия» (1928), выполненную маслом, которую обычно называют его первой сюрреалистической работой. В 1929 г. после раскола сюрреалистов Дали становится главой нового центра и организует свою первую выставку в Париже. Описание в деталях его сложных композиций практически невозможно. Важнее отметить новый этап в живописи Дали, когда он отходит от заимствований.
Картина Дали «Постоянство памяти»
30-е годы начинаются для Дали и его товарищей достаточно бурно: нападки со стороны критиков и бывших соратников, выход на экраны его фильмов. Именно в это время начинается восхождение звезды Дали. Он вторгается в жизнь общества с агрессивностью, желанием возмутить, вызвать активное сопротивление, разрушить догмы нравственности и добродетели. Конечно, Дали был и остается фигурой сложной и противоречивой, у которой за внешним анархизмом, неистовством скрывалась терзаемая сомнениями душа художника. Он был непонятен для большинства зрителей, его произведения были необъяснимы с точки зрения привычного искусства. Его жуткие фантасмагории — не что иное, как предчувствия, предсказания, с помощью которых он, быть может, стремился уберечь род людской от вселенской катастрофы. Дали говорил: «Вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Однако это не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок и сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».
Реальность представлялась Дали более опасной, чем самый жуткий вымысел. В 30-е годы талант, гениальные видения Дали затмевают собой славу многих других выдающихся художников того времени. Образы, рожденные его воображением, становятся все более мрачными, трагическими, его живопись как будто живет сама по себе, таинственно мерцая или накаляясь воспаленными вспышками красок. Цвет, причудливые линии имеют у него особое символическое значение.
Картина Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»
Написанные в 30-е годы картины «Фонтан» (1930), «Настойчивость памяти» (1931), «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон» (1932), «Портрет Гала» (1935), «Пылающая жирафа» (1936), «Сон» (1937), «Изобретение монстров» (1937), «Испания» (1938) и многие другие не только свидетельствуют об эволюции творчества мастера, но и дают зримое ощущение превращений, происходящих в его сознании. Он раздвигает границы сюрреализма. Дали все чаще обращается к старым мастерам, заимствуя у них технику живописи.
Дали занимают проблемы времени И пространства, бесконечно малого и бесконечно великого, все те проблемы и вопросы, которые волновали мастеров средневековья и Ренессанса. В достаточно прямой форме это находит воплощение в картине «Настойчивость памяти». Дали — чрезвычайно плодовитый художник, работоспособность которого поражала окружающих. Даже перечислить названия всех его работ очень трудно.
Картина «Загадка Вильгельма Телля»
Приход нацистов к власти в Германии укрепляет его решимость уехать. В 1940 г. он уезжает в США. В американский период он уделяет много времени театру, делает декорации и сам ставит балеты. И, конечно же, создает картины. Среди них всемирно известное полотно «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Обращение к религиозным темам, поискам истины прослеживается в картине «Искушение св. Антония» (1946).
Картина Дали «Слоны»
Сегодня пока сложно выделить наиболее значительные работы мастера за послевоенный период. Широко известными стали «Мадонна Порт-Льигат» (1950), «Христос св. Иоанна на кресте» (1951), «Тайная вечеря» (1955), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1958—1959), гравюры по мотивам поэзии Ронсара и Аполлинера, иллюстрации к произведениям Сервантеса, Данте, Гете, цикл на библейские сюжеты. В послевоенные годы в творчестве Дали появляются черты поиска духовной истины. Он обращается к мифологическим, библейским сюжетам, превращая свои картины в символы новой веры. Его картины становятся почти монументальными росписями. Он сочетает элементы почти академического строгого рисунка, колористическую напряженность и эмоциональность. Это обостряет восприятие его произведений, придает им назидательный характер, делает увлекательным поиски живописных решений.
Дали обладал поистине уникальным даром и сумел блестяще реализовать свой талант в различных областях творчества — в изобразительном искусстве, кинематографе, театре, литературе.
Известны его суждения о балете «Осень священная», который стал плодом творчества двух художников — Дали и Сергея Лифаря. В 50-е годы Сальвадор Дали писал, что еще не постиг сути мастерства живописца. И это несмотря на восхищение почитателей. Он указывает свою программу-максимум: познать эту суть и написать полотно, и «превзойти все искусство античности».