11.08.2018

ПАБЛО ПИКАССО (1881—1973)

История, кажется, не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров. О Пикассо никто не говорит спокойно: одни его превозносят, другие ругают. Выставки его работ в любом уголке Земли становятся событием, о котором говорят все и везде. Пабло Пикассо родился в 1881 г. на юге Испании, в Малаге. Его отец Хосе Луис Бласко был художником и преподавателем рисования. Мальчик помогал отцу, который иногда позволял ему дорисовывать детали своих картин. Страстью отца были изображения боя быков и голубей.

Пабло Пикассо в детстве. | Фото: images.tildacdn.info.
Пабло Пикассо в детстве. | Фото: images.tildacdn.info.

Детство и юность Пабло прошли в Корунье и Барселоне, где он учился в художественной школе, затем он был принят в высшее художественное училище в Мадриде. Несколько раз он ездил в Париж, много думал о направлениях развития живописи и даже издавал художественный журнал «Арте Ховен». В 1901—1904 гг. Пикассо написал серию живописных работ, получивших название картин «голубого периода». «Розовый период» мастера длился с 1905 по 1906 г. В 1904 г. он решил поселиться в Париже, который привлекал его как художественный центр Европы. С тех пор он жил во Франции.

Знание и милосердие. Пабло Пикассо, 1897 год. | Фото: img-fotki.yandex.ru.
Знание и милосердие. Пабло Пикассо, 1897 год. | Фото: img-fotki.yandex.ru.

С 1915—1917 гг. Пикассо пишет картины и обращается к дизайну вещей вне какого-либо метода. Сюда можно отнести и его нарочитый «цирковой кубизм», и пленэры 1919 г. на юге Франции, и жестокие работы 30-х годов, такие как «Бойня» и «Герника». В 1953—1954 гг. Пикассо выполнил цикл графических листов и рисунков «Человеческая комедия».

Его первые работы, вызвавшие в свое время бурю, были написаны в начале XXвека. Теперь эти холсты «Арлекин» (1915) и «Портрет художника» кажутся классическими, но любая новая вещь Пикассо всегда вызывала восторг у одних, негодование других. На Пикассо оказали влияние художники Возрождения, Древняя Греция, фрески Помпеи, Азия, негритянская скульптура и,конечно, его соотечественники — Гойя, Греко, французы — Пуссен, Энгр, Сезанн. Он знал и любил старое искусство, интерпретируя его по-своему. Пикассо уже в ранней молодости порвал с принципами импрессионистов: цвет, свет, воздух, природа, как они их понимали, Пикассо не привлекали. Он говорил: «Я не пишу с натуры, я пишу при помощи натуры. Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю...»

Кирпичный завод в Тортосе (Фабрика в Хорта де Эбро). Пабло Пикассо, 1909 год. | Фото: artlemon.ru.
Кирпичный завод в Тортосе (Фабрика в Хорта де Эбро). Пабло Пикассо, 1909 год. | Фото: artlemon.ru.

Авиньонские девицы. Пабло Пикассо, 1907 год. | Фото: masterpiecesociety.com.
Авиньонские девицы. Пабло Пикассо, 1907 год. | Фото: masterpiecesociety.com.

Творчество Пикассо обычно разделяют на периоды: «голубой», «розовый», «негритянский», «кубический», «классический» и т.д. Но он всегда искал такие формы, которые могли бы передать его мысли и чувства. Эти формы порой резко менялись, но не раз Пикассо возвращался к тем из них, которые, казалось, оставил: почти всегда он одновременно работал в разных манерах. Как-то он сказал, что, начиная работу, не всегда знает, как будет писать. Вот почему форма в произведениях Пикассо настолько непривычна, что поглощает все внимание.

Творчество испанского художника Пабло Пикассо. | Фото: fb.ru.
Творчество испанского художника Пабло Пикассо. | Фото: fb.ru.

Картины «голубого периода» (1901—1904) были написаны в сумрачной, почти одноцветной гамме голубых, синих и зеленых тонов. Фигуры кажутся застывшими, скованными. Основные персонажи — нищие, бедные рабочие, изображение которых исполнено горечью утраты гармонии с миром. Это «Старый нищий с мальчиком» (1903), «Двое» (1904), «Нищий с собакой» (1903).

Так называемый «розовый» период Пикассо (1905—1906) — продолжение предшествующего: перелома еще нет, но в сумрачную гамму проникают тона рассвета — розово-золотисто-алые. В фигурах исчезает скованность, тона делаются прозрачнее и воздушнее. Гуманистическая тема раздвигается. Пикассо привлекает большая человеческая семья или коллектив, скрепленный дружбой. Идеалом оказалась цирковая труппа. По отношению к миру это отщепенцы, поэтому они тесно сплочены между собой. Подобными настроениями проникнуты «Семейство акробата с обезьянкой» (1905), «Акробат и маленький арлекин» (1906), «Девочка на шаре» (1905), «Комедианты» (1905) и многие другие произведения.

Ucdv B.jpg
1937 TИte
Пабло Пикассо (1881-1973) Период: 1931-1942

В 1907 г. Пикассо решительно порывает с реалистической традицией мировой живописи. Духовная ситуация, кризис общества и его ценностей, отсутствие выхода из пугающей действительности подтолкнули Пикассо к эксперименту. Написание «Авиньонских девиц» (1907) завершило классический период в творчестве Пикассо. Угловатые, резко вырубленные, упрощенные фигуры, наряду с увлечением теорией геометрических фигур Сезанна и африканской скульптурой положили на чало кубизму.

Видимо, контрасты жизни породили контрасты и картин Пикассо, о которых в 1935 г. он говорил: «... картина, как живое существо, живет своей жизнью...». Кубизм, широко распространившийся по всему художественному миру, начался со стремления к упорядоченности, к геометрическому упрощению форм, исхода из афоризма Сезанна: «Трактовать формы природы, как формы шара, цилиндра, конуса». Это был аналитический кубизм, который очень быстро начал вбирать в себя искания других направлений и сблизился с авангардизмом. Кубизм отрицает реальный мир, существующий вне нас, он заменяется волей художника, принимает форму игры геометрическими элементами, разрушающими образы вещей.

Раньше Пикассо писал только людей и почти не писал вещей— «мертвой природы». Теперь, напротив, главными темами становятся вещи, рассматриваемые художником под различными углами зрения. Иногда полагают, что метод кубизма сводится к тому, чтобы дать абрисы предмета спереди, сбоку, сверху, снизу и совместить их в одной композиции. Но разве что малоталантливый художник мог прибегать к таким дерзким приемам. Пикассо, отходя от привычных форм, через разложение вещей на геометрические элементы желает усилить впечатление от написанного,  донести  внутренний смысл предмета и мысль художника. Эти тенденции четко прослеживаются в композициях «Скрипка» (1913), «Абсент и карты» (1912),  «Натюрморт с плетеным стулом» (1911—1912). Некоторые произведения этого периода не лишены декоративного излишества и эмоционального звучания («Дама с веером», 1909; «Девушка с мандолиной», 1910), а иногда сохраняют остатки реальных образов («Портрет Воллара», 1910).

Sxdcf Bj.jpg
Пабло Пикассо Период: 1931-1942 – Герника 
1937

С середины 10-х годов Пикассо начинает экспериментировать в области фактуры («Бутылка аперитива», 1913). Одновременно он выполняет ряд портретов в «классической», «энгровской» манере с традиционной моделью. В произведениях появляются изящество линий и настроения сказочной идиллии с утонченным ароматом старины. Этими тенденциями проникнут ряд работ, выполненных в 20-е годы: «Три женщины у источника» (1921), «Мать и дитя» (1922), серия «Мастерская скульптора» (1934). Одновременно с возвратом к Энгру Пикассо продолжает работать в кубизме. В 1917 г. художник работал над костюмами и декорациями балета «Парад», поставленного труппой Дягилева.
Начиная с первой мировой войны творчество Пикассо уже не расчленяется по признакам формы — кубической, классической, сюрреалистической и т.п. Формальные методы начинают у него сосуществовать одновременно. Пикассо больше не ищет ключевого строя форм, как он искал его в кубизме. Лишь изменчивость форм остается неизменной.

4dpict693.jpg
1944 Verre et pichet
Пабло Пикассо (1881-1973) Период: 1943-1961

4dpict M.jpg
1937 Portrait de Dora Maar 7
Пабло Пикассо (1881-1973) Период: 1931-1942

Два произведения — «Танец» (1925) и последняя картина из серии «Гитара» (1926) производят впечатление взрыва после относительного спокойствия. Начинается время странного искусства Пикассо, получившего титул «метра наших кошмаров». Под его кистью рождается целое поколение монстров. Они и похожи и не похожи на людей, у них своя анатомия, разработанная художником. С середины 20-х годов образы Пикассо — сплав презрения, сострадания, предостережения. Они уже предвосхищают «искусство жестокости», «искусство абсурда», сложившиеся как течения после второй мировой войны. Его реакция на окружающую действительность прорывается в мрачных, гротесковых полотнах «Плачущая женщина» (1937), «Мечты и ложь генерала Франко» (1937), «Кот и птица» (1939). Кульминацией его гнева, вершиной его гуманизма стала «Герника» (1937) — негодующий протест против косной замкнутости, безразличия, равнодушия — против всего того, что сделало фашизм возможным. «Герника» предрекала грядущие бедствия, которым нет еще имени, у которых нет еще лица.

Gb.jpg
Пабло Пикассо Период: 1889-1907 – 1901 Jeanne (Nu couchВ) 

Простые сюжеты повседневной жизни передавались через призму видения художников и просто зашкаливали эмоциями. 

4dpictuioy.jpg
1901 La chambre bleue (Le tub)
Пабло Пикассо (1881-1973) Период: 1889-1907

4dpictvcdf.jpg

В этом произведении как бы слились помыслы и устремления Пикассо, выраженные в иррационально фантастической, близкой к сюрреализму форме. Извечная борьба светлого, разумного начала с темным, слепым отражена в серии офортов «Минотавромахия» (1930-е гг.) на темы древнегреческих мифов. Серия словно проникнута болезненно-острым предчувствием близкой трагедии. Картины, написанные Пикассо в 1938—1941 гг., демонстрируют открытое отвращение к жизни. Лишь участие в движении Сопротивления вернуло мастеру радость творчества. С 1944 г. начался новый, более светлый, радостный период. Появляется тяга к простоте, стремление творить для масс. Такого количества работ во всем разнообразии техник и жанров у Пикассо еще не было.

За десятилетие он создает монументально-декоративный ансамбль в Антибах и «Храм мира» в Валкорисе; несколько больших полотен, среди них «Бойня», «Ночной лов в Антибах», «Расстрел в Корее»; множество портретов, натюрмортов, пейзажей (которых прежде почти не писал), скульптур; неисчислимое количество литографий (техника, в которой он раньше не работал); около 50 плакатов, в том числе знаменитые плакаты для Конгрессов Мира;иллюстрации к книгам Элюара, Мериме («Кармен»), к собственным поэмам, и, наконец, ежедневный поток рисунков карандашом, пером, фломастером, цветными карандашами.

La coiffure(1938)

На переломе 50-х годов гнев Пикассо вытесняется иронией, непримиримость — снисходительностью и надеждой, пафос разрушения — светом мира. Многое в произведениях Пикассо не поддается объяснению, многое отталкивает зрителя, привыкшего видеть в искусстве красоту и гармонию. Но он не рассуждал и не выбирал — он творил. Он — как бы сама природа, человеческая природа мира, в котором он живет. Он изменчив, многолик, противоречив и одновременно удивительно постоянен и целен.

Зрелый возраст художника позволяет ему по-новому осмыслить события современного ему мира. С середины 30-х годов в работах Пикассо обнаруживается и мрачный гротеск. Удивительно, но в нем уживаются поэт и практик. Он становится в ряды Народного Фронта, борется с испанскими фашистами, примыкает к движению Сопротивления во Франции. 1950 год — год избрания Пикассо во Всемирный Совет Мира. Художник умер в апреле 1973 г. на 92-м году жизни в Мужене (Франция) и похоронен у замка Вовенарг. Биография художника полна переломных моментов. Он сопровождал их письменными высказываниями о природе нового метода. Его путь лежит через визуальное восприятие к новой форме, преображенной только его рукой. Он выбрал сложную дорогу и осознавал, что «ничего невозможно сделать без одиночества...», хотя в жизни его сопровождали, а значит, и вдохновляли женщины. Его многочисленные жизненные истории с дамами сердца являются сутью его жизни и программой мастера.

Искусство Пикассо ставит сложные нравственные проблемы перед современным человечеством, и этим вызван постоянный интерес к нему и его творчеству.

Авиньонские девушки (1907)

Авиньонские девушки (1907)

Танец (1925)

Танец (1925)

Акробат (1930)

Акробат (1930)

Алжирские женщины

Алжирские женщины

Арлекин и его подружка

Арлекин и его подружка

Герника (1937)

Герника (1937)

Голова женщины

Голова женщины

Голова лошади

Голова лошади

Голубь и горох

Голубь и горох

Девочка на шаре

Девочка на шаре

Женщина с веером

Женщина с веером

Кирпичный завод в Тортосе

Кирпичный завод в Тортосе

Лежащая обнаженная (1932)

Лежащая обнаженная (1932)

Любитель абсента

Любитель абсента

Любительница абсента

Любительница абсента

Любовники

Любовники

Мальчик с конем

Мальчик с конем

Мать и дитя (1922)

Мать и дитя (1922)

Мечты(фигура в красном кресле) 1932

Мечты (фигура в красном кресле) 1932

Панно "Мир" (1952)

Панно 'Мир' (1952)

Панно "Война"

Панно 'Война'

Ночная рыбалка на Антибах (1939)

Ночная рыбалка на Антибах (1939)

Обнаженная, зеленые листья и бюст

Обнаженная, зеленые листья и бюст

Плачущая женщина (1937)

Плачущая женщина (1937)

Портрет (1939)

Портрет (1939)

Портрет сына Поля (1927)

Портрет сына Поля (1927)

Поцелуй

Поцелуй

Резня в Корее (1951)

Резня в Корее (1951)

Свидание (1900)

Свидание (1900)

Склонившийся Арлекин (1904)

Склонившийся Арлекин (1904)

Скрипка и виноград

Скрипка и виноград

Спасение (1932)

Спасение (1932)

Спящая молодая женщина

Спящая молодая женщина

Спящая на фоне жалюзи (1936)

Спящая на фоне жалюзи (1936)

Суп (1902)

Суп (1902)

Три женщины у источника (1921)

Три женщины у источника (1921)

Акробаты (мать и сын)

Акробаты (мать и сын)

Голубь мира

Голубь мира

Фигура на пляже (1931)

Фигура на пляже (1931)

назад к списку новостей »