10.08.2018

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853—1890)

Логическая противоположность Сезанна — Ван Гог. Голландец по происхождению, но француз в душе В.Ван Гог принадлежит Франции и является неотъемлемой частью ее культуры. Прежде чем говорить о творчестве Ван Гога, необходимо сказать о его жизни, ибо он принадлежит к тем художественным натурам, у которых творчество и жизнь сплетаются в один клубок.

Винсент ван Гог

Винсент ван Гог. Автопортрет

Ему принадлежат замечательные слова о живописи — главном предмете его жизни: «Она (живопись) требует от человека так много, что в настоящее время заниматься ею — все равно, что принять участие в походе, сражении, войне...» (1882).

Картина “Едоки картофеля”

Картина “Едоки картофеля”

Винсент Ван Гог родился в многодетной семье деревенского пастора 30 марта 1853 г., и детство, проведенное в деревне, навсегда отпечаталось в его душе любовью к природе и пейзажу «с фигурами», работающими людьми. Уже с шестнадцати лет он начал работать продавцом в магази­не картин вначале в Гааге, затем в Лондоне и Париже. В Англии он становится сельским учителем (1876), в Амстердаме изучает теологию, а в Брюсселе принимает священнический сан. Его желание «нести свет во тьму» обратилось на шахтеров, «тех, кто работает во тьме», и в 1878 г. он получает место проповедника в Воринаже на юге Бельгии. Но его речи были слишком непонятны, а стремления не признавались церковным начальством. В 1880 г. Ван Гога отстраняют от должности проповедника. Произошел разрыв с семьей. Эти события совершенно изменяют течение его жизни и направляют в другое русло. Двадцатилетний человек, ни разу не державший в руках палитры, решает стать художником. Его штудии начались в Брюсселе, Эттене (1881), Гааге (1882— 1883). В Нюэнене пишет свою простую и гениальную картину «Едоки картофеля» (1885). Поиски нового круга и художнических впечатлений приводят его в Антверпен (1885—1886), а затем в Париж (1886). Затем в биографии художника появляется Арль, Сен-Реми и Овер, когда Ван Гог борется с психическим недугом. Болезнь приводит его к трагической развязке: Ван Гог смертельно ранит себя из револьвера и 29 июля 1890 г умирает.

Натюрморт с абсентом

Картина "Натюрморт с абсентом"

Познавая себя и свой талант, Ван Гог постоянно мечется и ищет. Сначала он изучает старых и новых голландцев и пишет черными красками. Затем он знакомится с живописью импрессионистов и пишет в духе Моне и Писсарро. Он бросает Париж и едет в Арль. На юге Франции он пишет все, что видит перед собой — портреты и пейзажи, растения и небо. Он терпит жестокую нужду, ему не на что купить холст и краски, и тогда он начинает писать пером. В напряженной работе стирается грань между талантом и безумием. Проработав кистью всего десять лет, он создал более восьмисот картин, и только одна была куплена при его жизни. Зато посмертная популярность превзошла все ожидания.

В начале своего творчества Ван Гог учится в Гааге у Антона Мауве. Однако его учителя не удовлетворяли ни техника, ни выбор сюжетов Ван Гога. Он с увлечением рисует обездоленных людей — шахтеров Боринажа, где он был пастором, крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал во время своих странствий по Голландии. Все его картины и этюды, выполненные в этот период, нарисованы в темных, мрачных тонах и проникнуты горячим сочувствием к простым людям. Однако до нас дошло очень небольшое количество ранних работ художника, поскольку он, понимая несовершенство своего мастерства, уничтожал их. Это «Крестьянка» (1885), «Ткач за станком» (1884). Ван Гог любил жизнь вопреки ее страданиям или вместе с ее страданиями; не поняв этого, мы не поймем его творчества. Всякий хрупкий росток рождающейся, пробуждающейся жизни вызывал у него бесконечную нежность. Недаром образ сеятеля снова и снова появляется в работах Ван Гога. Отблеск темы рождения, животворения лежит и на серии натюрмортов с птичьими гнездами.

“Агостина Сегатори в кафе”

Фрагмент картины “Агостина Сегатори в кафе”

Но программным произведением художника стали «Едоки картофеля», которых он мыслил как вызов академическому искусству, «чистой» публике, любящей приглаженное искусство. По существу он создал многоликий портрет целого сословия, и в каждом лице искал типичные черты человека, породнившегося с землей и в тяжелом труде добывающего свой хлеб. Уже в этом первом опыте сказались характерные черты творчества Ван Гога — стремление обобщать, типизировать индивидуальные облики. В этом произведении он решает интересную и трудную колористическую проблему: он дал гамму, исходя й только из темной палитры. Ван Гог сознательно разграничивал живопись цветом и живопись тоном.

В 1884—1885 гг. он приходит к идее «произвольного колорита». Он считает, что картина представляет собой аналог природе, но краски палитры живописца не обязаны совпадать с природными. Важно, чтобы общее цветовое построение полотна отвечало эмоциональному переживанию натуры и возбуждало бы аналогичное переживание у зрителя. «Начинаешь с безнадежных попыток следовать природе, и все у тебя идет вкривь и вкось; однако кончаешь тем, что спокойно творишь, исходя из своей палитры, и природа, отнюдь не протестуя, следует за тобой. Но эти две крайности нельзя отделять друг от друга». Эти идеи были новы для того времени, новы даже по отношению к импрессионистам. Они предвосхитили общую направленность исканий и концепций других художественных поколений.

Винсент Ван Гог отрубил себе ухо

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрубленным ухом

Глядя на мир сквозь призму своего темперамента, Ван Гог видит его в вечном беге. Уходит вдаль дорожка, растут ввысь деревья, изгибается горный кряж — все это у Ван Гога живет, течет, бежит (пейзажи «Солнечная роща»,1887; «Жатва», 1888; «Спелые хлеба», 1889; «Скирды в Провансе», 1888; «Кипарисы», 1889 и др.)

В 1886—1888 гг., живя в Париже, Ван Гог изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру. В этот период темная палитра постепенно уступает место сверканию чистых голубых, золотисто-желтых и красных тонов, все свободнее и динамичнее становится мазок («Мост через Сену»,  1887;   «Портрет папаши Танги», 1897). В творчестве Ван Гога импрессионизм как мировосприятие, как повышенно-нервная возбудимость был доведен до предела. Но для него импрессионистская техника становится чересчур узкой. У него техника передает внутреннее переживание художника, даже темп этого переживания. «Надо работать быстро, быстро, быстро, как жнец, сосредоточенно торопящийся под лучами палящего солнца... Эмоции, которые вызывает у меня красота, — пишет Ван Гог в одном письме, — часто доводят меня до обморока, и тогда в течение нескольких дней я не могу работать». На его полотнах бесконечные пятна и штрихи, «точки» и «запятые», каждая вещь особенная, и для каждой вещи у него своя техника.

“Звездная ночь”

Картина “Звездная ночь”

Переезд в 1888 г. в Арль открывает период зрелого творчества. Он выражает свое отношение к миру, эмоциоциональное состояние через контраст цветов. Огненно-желтые, нежно-лимонные, пламенные и багряные аккорды подчеркивают радостное настроение, но, обгоняя их, на полотна вторгаются мрачные и торжествующие синие тона, напоминая о вечности. И хотя картины гармоничны, это скорее борьба красок между холодом и теплом, ночью и днем («Сеятель», 1888; «Деревья в цвету», 1888), «Море в Сен-Мари», 1888; «Хижины в Сен-Мари», 1888). Цветы и солнце — вот выражение красоты и счастья, мучительный порыв к гармонии («Подсолнухи», 1888), смешанные со страхом перед враждебными человеку силами. Зловещие образы страшного мира, где человек одинок и беспомощен, Ван Гог воплощает в картине «Ночное кафе» (1888). Ему хочется показать, что «кафе — это место, где можно разориться, сойти с ума, совершить преступление». Это впечатление достигается только мерцающим бледным притягательным светом, и перед нами кафе, откуда нет выхода. Динамика цвета и длинных, из­вилистых мазков наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей, как в «Красных виноградниках в Арле» (1888), но и каждый неодушевленный предмет («Спальня Ван Гога в Арле», 1888; «Кресло Гогена», 1888).

«Красные виноградники в Арле»

Картина «Красные виноградники в Арле»

Ван Гог — проникновенный художник внутренних движений души. В истории портрета его творчество ознаменовало собой новый гигантский шаг на пути к разрешению проблемы сходства. Он идеализирует свою модель, выявляя «главную идею физиономики». Он идеализирует колорит, он ищет и находит красочный лейтмотив, свойственный данному человеку. Портрет Ван Гога — это психологический анализ в красках, красочная экспрессивность. Таковы его «Арлезианка» (1888), «Портрет Гогена» и многочисленные автопортреты, особенно «Автопортрет с обрезанным ухом» (1889). Творчество двух последних лет жизни Ван Гога было отмечено одержимостью, жаждой страдания, внутренним горением, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, ритма, резкими перепадами настроения: от иступленного отчаяния («У врат вечности», 1890) до трепетного чувства просветления и умиротворенности («Пейзаж в Овере пос­ле дождя», 1890).

«Дорога с кипарисами и звездой»

Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»

Что-то напряженное и мучительное, душевный надрыв ощущается в его творчестве — точно не красками, а кровью писал он свои картины. Всем этим определяется особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма.
Письма Ван Гога к французскому художни­ку Эмилю Бернару и брату Теодору Ван Гогу дают некоторые штрихи к его портрету. Как рисовальщик он видел влияние жанров: «...Рисуя иву так, словно она — живое существо, а в конце концов так оно и есть — все окружение получается само собой» (1881). Итак, рисовать фигуры — это все равно, что создавать пейзаж. Главное, чтобы рисунок начал жить. Рисунок «Корни» (1882) Ван Гог прокомментировал следующим образом: «Я старался одушевить этот пейзаж тем же чувством, что и фигуру: такая же конвульсивная и страстная попытка зацепиться корнями за землю, из которой их уже наполовину вырвала буря...» (1882). Действительно, от полотен Винсента Ван Гога исходит спокойный голос природы. Он действительно разговаривал и с лесом, и с рекой, и с берегом. Он стенографировал язык природы, мучая тюбики с краской. Сильные мазки жесткой кисти тонули в краске, художник лишь слегка моделировал изображаемое. И мучался, мучался, не в силах полностью передать гигантскую волну чувств, переполнявших его при виде молодых сочных деревьев, куртки и чепцов сборщиков хвороста. Однако он уже «вышел в море и должен заниматься живописью», писал он в 1882 г.

О своих «Едоках картофеля» Ван Гог отзывался неожиданно и живописно. Он хотел, чтобы картина смотрелась «в золоте» либо на стене, оклеенной обоями «глубокого цвета спелой ржи...» Иначе невозможно. Он осознает, что «Едоки» — ткань грубая, но нити подобраны тщательно. Ему нравилось воображать себя ткачом, добротным ремесленником. Он пишет, что он был бы в отчаянии, «если бы фигуры были правильными». Ван Гог хочет чувствовать, а не копировать окружающую жизнь. Чувствовал и предчувствовал Ван Гог гениально. Это ему принадлежат слова: «Мы живем в последней четверти века, который, как и предыдущий, завершится грандиозной революцией...» (1886).

Ван Гог "Маки"

назад к списку новостей »