Поль Гоген - биография художника
Девизом творчества Поля Гогена можно считать следующее высказывание: «Искусство вне преувеличений не существует».
В лице П.Гогена искусство вернулось к своему изначальному истоку, достигло того, о чем тщетно мечтал Ван Гог, чего не было у Сезанна. Поль Гоген родился в Париже в 1848 г., в очень интеллигентной семье. От отца Гоген унаследовал любовь ко всему первобытному, а от матери — бродячую натуру. Все отрочество Гоген провел юнгой на корабле (1865—1871), объездил два океана, и здесь, в безбрежности моря и неба, у него сложились основные черты будущего «дикаря» — ненависть к городской тесноте и мещанской условности. Гоген рано женился (1873), пошли дети, пришлось вести оседлую жизнь, стать как все, и он поступил в один из парижских банков, а с 1871 г. стал биржевым маклером.
В Париже он познакомился с Писсарро, который ближе познакомил его с живописью художников-новаторов. Писсарро учил биржевика тому, что писать надо только «тремя основными цветами (красным, желтым и синим) и их непосредственными производными». Но дела занимали у Гогена все время, и на живопись оставались только ночи и выходные. Еще в 1876 г. он посылает свою работу в Салон, и ее принимают. Это был «Лес в Вирофле». Критика отметила его как подающего большие надежды. Но, приняв технику и дух импрессионистов, он отказался от выставления своих работ в Салоне. Живопись требовала все больше и больше времени. И в январе 1883 г. он бросает биржу и решает всецело посвятить себя искусству. На смену процветанию приходит бедность, поиски работы. Гоген решает уехать в провинцию, где жизнь была дешевле. Боясь бедности, жена покинула его, забрав с собой всех пятерых детей. Началась одинокая жизнь, борьба, постоянные скитания.
«Семья в саду», Поль Гоген, 1881, х.м., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
Сначала Гоген работал в стиле импрессионистов — «Вид Сены» (1875), «Мужской портрет» (1877), «Берег Бретани» (1886), «Астра на столе» (1886), «Кафе в Арле» (1888). Однако после того, как в конце 80-х годов импрессионизм ударился в науку, Гоген резко порывает с ним. Он все более начинает увлекаться декоративным рисунком. В 1887 г. он уезжает на Мартинику, где продолжает работать в поисках синтеза красок, на Мартинике, и особенно потом в Бретани, где, окруженный учениками, он изучал природу, сложились основные черты гогеновской живописи. Здесь он и сформулировал в 1890 г. основные аспекты своего понимания искусства. Он начинает экспериментировать с упрощенным «детским» рисунком — без теней, но с очень яркими красками. Он призывал к искренности: «Если вы видите дерево зеленым, то и кладите самый красивый зеленый тон, который есть на вашей палитре; если тень кажется вам синеватой, то и не бойтесь взять синюю краску». Это проявилось в его натюрмортах: «Натюрморт с тремя щенками» (1888), «Плоды и фрукты» (1888). Сам Гоген так говорил о цвете на'своих полотнах: «Цвет, имеющий такие же вибрации, как музыка, обладает способностью того самого общего и, стало быть, самого смутного, что заложено в природе, — ее внутренней силы...» (1899). Этот калейдоскоп красок на картинах Гогена объясним только могуществом природы. Здесь, на островах, в многообразии красок, Поль Гоген был, как он пишет, избавлен от опасности, когда ему, художнику, «какой-нибудь математик» навязывал незыблемое освещение и краски. «Да, мы свободны»,— подытожил Поль Гоген серьезную схватку импрессионистов с академическим искусством. Он наделяет этот противостоящий лагерь характеристикой «властители вчерашние», которые предпочитают «нагромождение верных красок...»
Дальнейшие поиски выразительности и отрицания фальши буржуазного общества пробудили у Гогена интерес к народному творчеству с его наивным мировосприятием ,к искусству Древней Греции, средневековья, Древнего Востока. Поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений, интерес к рабочему, люду сближают его с Ван Гогом, ив 1888 г. он два месяца проработал с ним в Арле.
«Цветы и японская книга», Поль Гоген, 1882, дерево, масло, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
Символом творчества Гогена может служить «Видение после проповеди» (1888), изображающее борьбу Иакова с ангелом. Здесь мы находим и тонкий колорит, и примитивный характер, которые создают единую гармонию. Он провозгласил и утвердил право художника не только упрощать природу, как Сезанну не только идеализировать ее как Ван-Гог, пересоздавать ее по желанию своему. «Интерпретация природы, — говорит Гоген— не имеет других границ, кроме законов гармонии... Уклонение художника от модели может быть заметно в большей или меньшей степени, но оно происходит всегда. Ибо нет искусства, если нет преображения. Этот вымысел, эта отсебятина, которой публика так боится, и есть душа художественного произведения, дыхание его жизни». Еще одним новшеством Гогена стала живопись не с натуры, а по памяти. «Я пишу так, как хочу и мечтаю». Он говорит публике: «Архитектуре и музыке позволено не копировать природу, а создавать из себя — ибо с чего скопирован храм или симфония? Поэтому и я, художник, имею право творить из себя, создавать свои линии и свои краски». Мир представляется Гогену огромной декорацией, роскошным ковром, и он работает не маленькими и нервными мазками, как Ван Гог, а большими и резкими силуэтами, похожими на готические стекла и гармонически расположенными друг около друга; «Ищите гармонию, а не контрастов, единства, а не многообразия. Пусть от ваших работ веет покоем и миром души. Избегайте движения в позах. Пусть каждая фигура будет в статическом состоянии». И если у Ван Гога все бежит, то у Гогена фигуры всегда находятся в каком-то блаженном оцепенении.
Из различия в мироощущениях вытекает и отличие художественной формы. У Гогена все вещи подчинены ритму общей жизни, он обобщает природу, его живопись синтетическая и декоративная. «В живописи надо искать не описания, а внушения, как в музыке... Идите от светлого к темному, а не от темного к светлому, ибо ваша работа никогда не будет слишком светла. В вашей работе глаз зрителя ищет обновления —дайте же ему наслаждение, а не печаль». Это понимание живописи как радостного украшения жизни и мечты о первобытном рае приводят его в 1891 г. на остров Таити, где он провел два года. Как казалось Гогену, здесь, вдалеке от европейской цивилизации, человек живет в гармонии с щедрой тропической природой, дарящей ему свободу от борьбы за существование.
«Водопой», Поль Гоген, 1885, х.м., частная коллекция
В 1893 г. он привозит свои работы и устраивает выставку. Лучшими его произведениями стали: «Две таитянки на берегу» (1891), «Беседа» (1891), «А, ты ревнуешь?» (1892), «Рынок» (1892), «Таитянские пасторали» (1893), «Женщина, держащая плод (Куда идешь?)» (1893), «Аве Мария» (1891).
Картины, написанные в Океании, словно несут в себе экзотический аромат незнакомого мира. Гоген создает на своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населен духовно цельными людьми, живущими в единстве и гармонии с окружающей их природой. Увлеченный элементами полинезийского фольклора, Гоген брал их как символы жизни и стремился передать их глубокое значение посредством внутренней силы, таящейся в линиях и цвете, и намеренного упрощения. В тропиках завершился длительный период созревания и поисков, там Гоген нашел себя, нашел основу для нового, могучего оригинального стиля, который поставил его особняком среди всех современных ему художников.
«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888, х.м., 74,4 х 93,1см., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Но выставка 1893 года вызвала лишь взрыв смеха и негодования. Гогена обвинили в варварстве и анархизме, которое заключалось в том, что он осмелился пойти в своей художественной искренности до конца, тогда как другие останавливались на полпути. В 1895 г. Гоген сделал последнюю попытку выжить в Париже, послав в Салон свою декоративную керамику, но она была забракована. «Не хотелось бы мне больше видеть европейцев. Мне не на что здесь надеяться... Мне остается лишь вылепить свою гробницу там — среди солнца и цветов». В 1895 г. он вторично отправляется за океан, на этот раз навсегда. Поехав на Таити, Поль Гоген уже не смог вернуться обратно, и то, что для многих было лишь сентиментальной идиллией, стало жизненной драмой Гогена.
Он бежал от европейцев, но на Таити натолкнулся на ту же ненавистную цивилизацию в лице губернатора и миссионеров. Гоген начинает борьбу во имя сохранения тропического рая и его расы. Он печатает ряд статей, направленных против местной администрации. Потом он удаляется еще дальше от городской культуры, сначала в глубь Таити, а затем на Маркизские острова (остров Хива-Оа).
«День божества (Махана но натуа)», Поль Гоген, 1894, х.м., Чикагский институт искусств, США
Тема Евы и грехопадения раскрылась во многих таитянских картинах Гогена, сливаясь с преданиями и реальной жизнью островитян. Эта идея прослеживается и в одной из лучших картин Гогена второго таитянского периода «Жена короля» (1896). Это удачная по цвету композиция утверждает прежний гогеновский образ. Художника стали занимать философские темы. Панно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897) как бы обобщает те бесконечные вопросы и мотивы, которые звучали в прежних произведениях. Напоминанием о смерти, печали становятся работы «Сбор плодов» (1899) и «Белая лошадь» (1898).
Последний яркий всплеск мажорного и жизнеутверждающего настроения в творчестве Гогена — картина «Две таитянки» (1899). Преследуемый властями, тяжело больной, одинокий художник умер в 1903 г. Гоген осмелился нарушить законы анатомии и перспективы во имя экспрессивности своих фигур, он разрушил в живописи правдоподобие колорита, изображая розовую землю, синее дерево или свет без теней. Он писал и рисовал так, как хотело его художественное «я». Его творчество — это реабилитация рисунка, оправдание линии, отвергнутой импрессионистами. Окантовывая красочные пятна четким контуром, Гоген воскресил любовь к арабескам и орнаменту, которые были в египетской живописи, византийской мозаике, готических витражах, японских гравюрах. В искусстве он видел творческое преображение жизни, в жизни — радостное претворение красоты. Многогранный художник — живописец и скульптор, поэт и керамист, он пришел слишком поздно и слишком рано. Гоген, как гармонически развитая личность, Гоген, как образец человеческого существа, остается еще невоплощенным идеалом грядущих эпох.
«Всадники на побережье», Поль Гоген, 1902 год
«Когда свадьба?», Поль Гоген, 1892, х.м., Базель, Швейцария (до 2015 года)
П. Гоген. «Женщина с цветами в руках». Масло. 1899.
П. Гоген. «Беседа». Масло. 1891.
П. Гоген. «Женщина, держащая плод». Масло. 1893.
П. Гоген. «Таитянские пасторали». Масло. 1893.
П. Гоген. «Подсолнечники». Масло. 1901.